Дидактические игры в детском саду. Структура,характеристика компонентов, виды дидактических игр

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • -- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • -- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
  • -- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
  • -- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • --природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
  • --для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

  • --игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  • --настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  • --словесные .

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  • 1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
  • 2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: "Игрушки", "Посуда", "Одежда", "Растения", "Дикие и домашние животные" и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
  • 3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.
  • 4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
  • 5. Игры типа "Лабиринт" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

  • --игры-путешествия;
  • --игры-предположения;
  • --игры-поручения;
  • --игры-загадки;
  • --игры-беседы.

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н.И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

  • --интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);
  • --эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);
  • --регулятивные (игры с прятаньем и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по корректировке речи);
  • --творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);
  • --социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) .

Жанна Кочерга
Примеры дидактических игр (подборка)

Дидактические игры с предметами (игрушками) .

«Посмотри и запомни» . На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет асе предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Угадай, что спрятали» . Воспитатель раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.

«Наведи порядок» . В этой игре воспитатель учит детей называть предметы и классифицировать их. Для игры подбираются предметы двух-трех категорий; они раскладываются по категориям, а затем воспитатель перекладывает предметы из одной категории в другую и предлагает детям определить, что изменилось, и восстановить порядок.

Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки нужной категории предметов.

В младшей группе, кроме дидактических игр «Угадай, что спрятали» , «Чудесный мешочек» (ребенок вынимает предмет и называет его, проводятся дидактические игры с предметными парными картинками.

«Найди и принеси» . Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

В этой игре, как и в других дидактических играх , возможны различные, более сложные варианты :

1) воспитатель только показывает парную картинку, а ребенок ищет такую же по памяти;

2) вместо картинок воспитатель раскладывает на видных местах предметы, ребенок по картинке должен найти соответствующий предмет.

В старшей и подготовительной к школе группах проводится игра «Угадай, что изменилось» . В этой игре воспитатель так комбинирует расположение предметов, чтобы детям пришлось использовать слова : впереди, сзади, сбоку, вверху, внизу, справа, слева и т. п.

1. «Назови цвет»

Цель : Учить детей различать цвета, называть их, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать речь, внимание, логическое мышление, усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета. Например , взрослый берёт карточку с машиной синего цвета и просит малыша найти любой другой предмет на карточке такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета.

«Одинаковые предметы»

Цель : Учить детей находить одинаковые предметы разного цвета. Развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование : 24 карточки с предметами основных цветов.

Возраст : 2-3 года.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти одинаковые предметы.

Например , взрослый берёт карточку с машиной зелёного цвета и просит малыша найти ещё такую же машину другим цветом. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на машину красного цвета и пояснив, что на карточках изображены машины разного цвета.

2. «Что лишнее»

Цель : Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь детей.

Оборудование : 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .

Возраст : 2 - 4 года.

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний» , объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.

Словесные дидактические игры .

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило : отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая) . Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый) . А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .

Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие) . А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик» (3-4 года)

Дидактическая задача : Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих : 4-6 детей

Игровое правило : внимательно слушать собеседника

Игровое действие : Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк» . Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше : «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит : («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик» .) Козлята … (впустили зайчика) . Они угостили его (капустой, морковкой) . Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться) . Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали) .

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих : подгруппа детей

Игровые правила : курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие : воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба» . После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба» . Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям : «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают : «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих : неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие : Воспитатель, обращаясь к детям, говорит : «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль» , «Лиса и волк» , «Теремок» и т. д.)

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей (по принципу : что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих : неограниченно

Материал : картинки с овощами и фанты

Игровое действие :

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками» , а что – «корешками» . «Съедобный корень овоща будем называть «корешками» , а съедобный плод на стебле – «вершками» . Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно : вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет : «Морковь!» Дети отвечают : «Корешки» . «Помидор!» - «Вершки» . «Лук!» - «Вершки и корешки» . Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит : «Вершки» , а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

1. «На птичьем дворе» . Цель : закрепить знания о том как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение :

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху - Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!

Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру

Нам споет - Ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки? гуси?.

Затем детей делят на группы «уточки» , «гуси» и т. д. Воспитатель говорит слова, а дети отвечают звукоподражанием.

2. «Пчелки» . Цель : упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука Ж, учить действовать по словесному сигналу.

Воспитатель с детьми вспоминают про пчелок, рассматривают картинки, предлагает поиграть. Один ребенок – медведь, остальные – пчелки, воспитатель – мама-пчелка.

Слова пчелки-мамы движения

Полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Дети бегают по комнате, размахивают руками. Затем бегут в угол комнаты, медведь направляется туда же.

Слова пчелок-детей

Этот улей – домик наш, уходи медведь от нас : ж-ж-ж-ж-ж-ж! Машут крыльями, прогоняют медведя, улетают. Медведь ловит пчелок.

Игры для детей средней группы : «Воробушки и автомобиль» , «Кто в домике живет» , «Гуси-гуси» , «Так бывает или нет» , «Каравай» , «Зайка» , «Добавь слово» .

1. «Зеркало» . Цель : развивать речевую и двигательную активность.

Дети становятся в круг, выбранный по считалке водящий ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят :

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют за ним.

2. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое? Цель : уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходства предметов.

Дети сидят в кругу, воспитатель называет слова и просить перечислять какие предметы можно назвать этим одним словом.

Длинный (день, поезд, широкая (дорога, речка) и т. д.

Игры для детей старшей и подготовительной групп :

1. «Назови три (пять) предметов». Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Воспитатель называет слово (например- мебель , бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать 3 слова, которые можно объединить словом мебель.

Настольно-печатные дидактические игры .

Настольно-печатная игра «Парные картинки» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих :

Материал : парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила : Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие : поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих :

Игровые правила : Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие : поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото» (3-4 года)

Дидактическая задача : Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих :

Игровые правила : закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т. е сказке

Игровое действие : находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино» (3-4 года)

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих :

Игровые правила : Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие : Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача : Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих :

Игровое правило : По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие : Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки : петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т. д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. (3, стр. 337) Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. (5)

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», « Разговариваем по телефону», « Что бывает…. Какое бывает…», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.

Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).

Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры - «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

· Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего ми преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания(3, стр.336). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры:

· пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);

· игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);

· игры типа мозаики;

· настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);

· интеллектуальные -- шашки, шахматы, игры-головоломки.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа лабиринт, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. (3)

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определенным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· игры-путешествия

· игры-предположения

· игры-предположения

· игры-поручения

· игры-загадки

· игры-беседы

· подвижно-дидактические игры

Цель игры-путешествия -- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое -- через загадочное, трудное -- через преодолимое, необходимое-- через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?» (Сорокина)

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).

Игры-беседы (диалоги) ? основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета -- темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть -- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами..», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам . Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков . Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 — 4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 — 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений . В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Выбирая такую игру, возраст вашего малыша, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера малыш приобретает знания и получает необходимую новую информацию.

Для малышей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.

Дидактическая игра - увлекательный способ всестороннего развития личности:

Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей:

1. Умственного воспитания. Систематизирует знания, развивает сенсорные способности, обогащает знания об окружающей действительности;

2. Нравственного воспитания . Формирует бережное отношение к окружающим предметам, нормы поведения с людьми, черты характера;

3. Эстетического воспитания . Формирует чувство прекрасного;

4. Физического воспитания. Развивают мелкую моторику рук, формируют культурно-гигиенические навыки, развивают эмоциональность ребенка.

Дидактическая игра развивает самостоятельность и познавательную активность ребенка, а также его интеллект.

Ценность дидактических игр:

Развивают познавательные способности малыша;
Способствуют усвоению знаний;
Имеют развивающую ценность;
Воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость;
Развивают речь ребенка.

Структура дидактической игры:

1. Ознакомление с ходом игры;
2. Объяснение содержания и правил игры;
3. Демонстрация игровых действий;
4. Распределение ролей;
5. Подведение итогов игры.

Виды дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками;

Настольные игры;

Словесные игры.

Игры с предметами:

Такой вид игр предусматривает непосредственное восприятие малышом различных предметов, что способствует развитию стремления манипулировать ими с целью изучения.

Дидактические игры с предметами направлены на изучение различий между предметами, сравнение их между собой. В процессе таких игр дети изучают цвет, величину и качества предметов. Игры о природе предусматривают использование природных материалов: семян, листьев, цветков, камней, шишек, плодов.

Примеры дидактических игр с предметами:

Игра «Найди предмет»

Взрослый готовит два одинаковых набора предметов. Один накрывают салфеткой, а второй ставят перед ребенком. Затем мама или папа берет накрытый набор и ставит перед собой. Достает любой предмет, показывает его ребенку и называет. После этого снова прячет его. Ребенку необходимо найти у себя этот предмет и правильно его назвать. Задача ребенка - определить все подготовленные предметы.

Игра «Расположи правильно»

Взрослый готовит игрушки животных и детенышей. К примеру, цыпленок – курица, котенок – кот, щенок – собака. Ребенок должен расставить игрушки: детеныш животного – взрослое животное. Затем назвать их и описать.

Настольные игры:

К настольным играм относятся дидактические игры, направленные на знакомство малышей:

С миром, который их окружает;
С объектами природы;
С растениями и животными.

Настольные игры бывают в виде:

Лото;
Парных картинок;
Домино.

Функции настольных игр :

Настольная игра эффективна для развития:

Речи;
Мышления;
Внимания;
Навыков принятия решений;
Умения самостоятельно контролировать свои действия и поступки.

Какими могут быть дидактические настольные игры?:

Игра «Чудесные вагоны»

Мама или папа дает ребенку поезд, который заранее вырезан из плотной бумаги. В нем четыре вагона. Отдельно ребенку выдаются картинки с изображенными цветами, фруктами, животными, деревьями. Это будут так называемые пассажиры. Необходимо расположить их по вагонам, правильно распределив на группы. В одной группе должны быть похожие представители. Рассказать, чем похожи, почему они в одной группе, каким одним словом их можно назвать.

Словесные игры:

Эта разновидность дидактических игр направлена на развитие детской речи, а также воспитание у малышей самостоятельности. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.

Дидактические словесные игры преследуют цели:

Закрепление знаний;
Уточнение и расширение информации о мире;
Формирование познавательных интересов;
Развитие психических процессов;
Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.

Примеры словесных дидактических игр:

Игра «Время года»

Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.

«Угадай-ка по описанию»

Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.

Роль родителей в организации дидактических игр:

Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет участие родителей в играх. Родители, которые не принимают участия в детской игре, лишают себя возможности сблизиться с малышом, лучше изучить его личностные особенности. Родителям не следует быть руководителем игры. Необходимо быть партнером своего ребенка, достигая при этом взаимопонимания.   Этим и отличается общение родителя в игре от повседневного общения, когда взрослый является для своего крохи наставником. Родители, организуя дидактические игры с ребенком, реализуют следующие задачи:

Осуществление нравственного воспитания ребенка;

Развитие правильного поведения ребенка и формирование положительных взаимоотношений в семье;

Содействие формированию способов обучения ребенка.

Для ребенка игра является самым серьезным занятием. Без игры невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Игра – это способ развития любознательности малышей.

Уважаемые родители! Поддерживайте игровую деятельность малышей. Так вы сможете решить многие педагогические и психологические проблемы.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии