Деление десятичных дробей: правила, примеры, решения. Деление десятичной дроби на натуральное число

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дробь – это одна или более долей целого, за которое обычно принимается единица (1). Как и с натуральными числами, с дробями можно выполнять все основные арифметические действия (сложение, вычитание, деление, умножения), для этого нужно знать особенности работы с дробями и различать их виды. Существует несколько видов дробей: десятичные и обыкновенные, или простые. Своя специфика есть у каждого вида дробей, но, обстоятельно разобравшись один раз, как с ними обращаться, вы сможете решать любые примеры с дробями, поскольку будете знать основные принципы выполнения арифметических вычислений с дробями. Рассмотрим на примерах как разделить дробь на целое число, используя разные виды дробей.

Как разделить простую дробь на натуральное число?
Обыкновенными или простыми называют дроби, записывающиеся в виде такого отношения чисел, при котором вверху дроби указывается делимое (числитель), а внизу – делитель (знаменатель) дроби. Как разделить такую дробь на целое число? Рассмотрим на примере! Допустим, нам нужно разделить 8/12 на 2.


Для этого мы должны выполнить ряд действий:
Таким образом, если перед нами стоит задача разделить дробь на целое число, схема решения будет выглядеть примерно так:


Подобным образом можно разделить любую обыкновенную (простую) дробь на целое число.

Как разделить десятичную дробь на целое число?
Десятичная дробь - это такая дробь, которая получается вследствие деления единицы на десять, тысячу и так далее частей. Арифметические действия с десятичными дробями выполняются довольно просто.

Рассмотрим на примере как разделить дробь на целое число. Допустим, нам нужно поделить десятичную дробь 0,925 на натуральное число 5.


Подводя итоги, остановимся на двух основных моментах, которые важны при выполнении операции деления десятичных дробей на целое число:
  • для разделения десятичной дроби на натуральное число применяют деление в столбик;
  • запятая ставится в частном тогда, когда закончено деление целой части делимого.
Применяя эти простые правила, всегда можно без особого труда разделить любую десятичную или простую дроби на целое число.

§ 1 Правило деления десятичной дроби на натуральное число

В этом уроке рассмотрим правило деления десятичных дробей на натуральные числа, а также научимся легко и быстро делить на 10, 100, 1000 и т.д.

Для начала давайте решим задачу:

Периметр равностороннего треугольника равен 16,2 дм.

Какова длина стороны треугольника?

Вы знаете, что равносторонним называют тот треугольник, у которого все стороны равны. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо 16,2 разделить на 3.

Переведем 16,2 дм в сантиметры, получим 162 см.

Теперь разделим 162 на 3, получим 54 см.

Переводим обратно в дециметры, т.е. 5,4 дм.

Значит, при делении 16,2 на 3 будет 5,4.

И в самом деле, если умножить 5,4 на 3, то получится 16,2.

Давайте определимся, что значит, разделить десятичную дробь на натуральное число?

Это значит найти такую дробь, которая при умножении на это натуральное число дает делимое.

Для деления десятичной дроби на натуральное число существует следующее правило:

1. Делим десятичную дробь на натуральное число по правилам деления в столбик, не обращая внимание на запятую.

2. Ставим в частном запятую, когда заканчивается деление целой части делимого.

Внимание! Если целая часть делимого меньше делителя, то в частном ставим 0 целых.

Давайте вернемся к нашей задаче:

Рассмотрим деление 16,2 на 3 столбиком:

делим 16 на 3, берем по 5, получаем 3 умножить на 5, будет 15, вычитаем 15 из 16, останется 1. Далее закончилось деление целой части, поэтому в частном мы должны поставить запятую. Теперь, не обращая внимания на запятую, сносим 2, получается 12, делим на 3, берем по 4, значит 3 умножаем на 4, будет 12, и из 12 вычитаем 12, будет ноль. Значит, деление закончилось и ответ при делении 16,2 на 3 равен 5,4.

Рассмотрим другой пример: 0,806 разделить на 31.

Обратите внимание, что целая часть десятичной дроби (у нас это 0) меньше, чем делитель (31).

Поэтому в частном сразу ставим 0 в целой части, отделив ее запятой. Затем начинаем делить по правилам деления столбиком, не обращая внимания на запятую.

Итак, следующая цифра 8, опять меньше делителя, значит после запятой снова записываем ноль. Затем берем в рассмотрение 80, после нуля в частномзаписываем 2, умножаем 2 на 31, получаем 62, из 80 вычитаем 62, будет 18, сносим шестерку, имеем 186, значит в частном после 2 записываем шестерку. 6 умножить на 31, получается 186, таким образом ответ готов: 0,026.

§ 2 Правило деления десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.

А теперь давайте разделим 87,3 на 10.

Если полученное частное умножить на 10, должно получиться снова 87,3. Но при умножении десятичной дроби на 10 запятую переносят на одну цифру вправо. Значит, при делении на 10 запятую надо переносить на одну цифру влево: 87,3 разделить на 10 будет 8,73. Проверка: 8,73 . 10 получится 87,3.

Как Вы считаете, на сколько знаков влево надо перенести запятую при делении на 100? Правильно! На 2 знака.

Итак, получили следующее правило:

Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. При этом иногда приходится написать перед целой частью нуль или несколько нулей.

Рассмотрим два примера.

Первый: 213,84 нужно разделить на 10. Количество нулей после единицы равно одному, значит, запятая переносится влево на один знак и получится 21,384.

Второй пример: 8,765 нужно разделить на 100. Нулей после единицы два, значит, запятую надо перенести влево на два знака, для этого необходимо дописать нужное количество нулей, т.е. припишем перед восьмеркой два нуля 008,765 и разделим на 100, перенесем запятую влево на два знака, получится 0,08765.

Таким образом, в этом уроке мы выяснили, как делить десятичную дробь на натуральное число, а также получили правило, которое позволяет очень легко и быстро разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. - М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор - Попов М.А. - 2013 год
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор - Минаева С.С. - 2014 год
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. - 2010 год
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы - Попов М.А. - 2012 год
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009

Каждой части.
Решение. Чтобы решить задачу, выразим длину ленты в дециметрах: 19,2 м = 192 дм. Но 192: 8 = 24. Значит, длина каждой части равна 24 дм,

то есть 2,4 м. Если умножить 2,4 на 8, получим 19,2. Значит, 2,4 является частным от деления 19,2 на 8.

Пишут: 19,2: 8 = 2,4.

Тот же ответ можно получить, не переводя метры в дециметры . Для этого надо разделить 19,2 на 8, не обращая внимания на запятую, и поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части:

Разделить десятичную дробь на натуральное число - значит найти такую дробь, которая при умножении на это натуральное число дает делимое.

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;

Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых:

Разделим 96,1 на 10. Если частное умножить на 10, должно получиться снова 96,1.

Другими словами, с помощью деления обращают обыкновенную дробь в десятичную.
Пример. Обратим дробь в десятичную.
Решение. Дробь является частным от деления 3 на 4. Деля 3 на 4, получаем десятичную дробь 0,75. Значит, = 0,75.


Что значит разделить десятичную дробь на натуральное число?
Как делят десятичную дробь на натуральное число?
Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?


1340. Выполните деление:

а) 20,7: 9;
б) 243,2: 8;
в) 88,298: 7;
г) 772,8: 12;
д) 93,15: 23;
е) 0,644: 92;
ж) 1: 80;
з) 0,909: 45;
и) 3: 32;
к) 0,01242: 69;
л) 1,016: 8;
м) 7,368: 24.

1341. В самолет для полярной экспедиции загрузили 3 трактора, массой 1,2 т каждый, и 7 аэросаней. Масса всех аэросаней на 2 т больше массы тракторов. Какова масса одних аэросаней?

а) 4х - х = 8,7; в) а + а + 8,154 = 32;
б) Зу + bу = 9,6; г) 7k - 4k - 55,2 = 63,12.

1349. В двух корзинах 16,8 кг помидоров. В одной корзине в 2 раза больше помидоров, чем в другой. Сколько килограммов помидоров в каждой корзине?

1350. Площадь первого поля в 5 раз больше площади второго. Чему равна площадь каждого поля, если площадь второго на 23,2 га меньше площади первого?

1351. Для приготовления компота составили смесь из 8 частей (по массе) сухих яблок, 4 частей урюка и 3 частей изюма. Сколько килограммов каждого из сухофруктов понадобилось для 2,7 кг такой смеси?

1352. В двух мешках 1,28 ц муки. В первом мешке на 0,12 ц муки больше, чем во втором. Сколько центнеров муки в каждом мешке?

1353. В двух корзинах 18,6 кг яблок. В первой корзине яблок на 2,4 кг меньше, чем во второй. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?

1354. Представьте в виде десятичной дроби:

1355. Чтобы собрать 100 г меда, пчела доставляет в улей 16 тыс. нош нектара. Какова одной ноши нектара?

1356. В пузырьке 30 г лекарства. Найдите массу одной капли лекарства, если в пузырьке 1500 капель.

1357. Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной и выполните действия:

1358. Решите уравнение:

а) (х - 5,46) -2 = 9;

б) (у + 0,5) : 2 = 1,57.

1359. Найдите значение выражения:

а) 91,8: (10,56 - 1,56) + 0,704; д) 15,3 -4:9 + 3,2;
б) (61,5 - 5,16) : 30 + 5,05; е) (4,3 + 2,4: 8) 3;
в) 66,24 - 16,24: (3,7 + 4,3); ж) 280,8: 12 - 0,3 24;
г) 28,6 + 11,4: (6,595 + 3,405); з) (17,6 13 - 41,6) : 12.

1360. Вычислите устно:

а) 2,5 - 1,6; б) 1,8 + 2,5; в) 3,4 - 0,2; г) 5 + 0,35;
3,2 - 1,4; 2,7 + 1,6; 2,6 - 0,05; 3,7 + 0,24;
0,47 - 0,27; 0,63 + 0,17; 4,52 - 1,2; 0,46 + 1,8;
0,64-0,15; 0,38 + 0,29; 4-0,8; 0,57 + 3;
0,71 - 0,28; 0,55 + 0,45; 1 - 0,45; 1,64 + 0,36.

а) 0,3 2; г) 2,3 3; ж) 3,7 10; и) 0,18 5;
б) 0,8 3; д) 0,21 4; з) 0,09 6; к) 0,87 0.
в) 1,2 2; е) 1,6 5;

1362. Догадайтесь, каковы корни уравнения:

а) 2,9x = 2,9; в) 3,7x = 37; д) а 3 = а;
б) 5,25x = 0; г) х 2 = х е) m 2 = m 3 .

1363. Как изменится значение выражения 2,5а, если а: увеличить на 1? увеличить на 2? увеличить в 2 раза?

1364. Расскажите, как на координатном луче отметить число: 0,25; 0 5; 0,75. Подумайте, какие из данных чисел равны. Какой дроби со знаменателем 4 равны 0,5? Сложите:
1365. Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще два числа этого ряда:

а) 1,2; 1,8; 2,4; 3; ... в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2; ...
б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5; ... г) 1,2; 0,7; 2,2; 1,4; 3,2; 2,1; ...

1366. Выполните действия:

а) (37,8 - 19,1) 4; в) (64,37 + 33,21 - 21,56) 14;
б) (14,23 + 13,97) 31; г) (33,56 - 18,29) (13,2 + 24,9 - 38,1).

а) 3,705; 62,8; 0,5 в 10 раз;

б) 2,3578; 0,0068; 0,3 в 100 раз.

1368. Округлите число 82 719,364:

а) до единиц; в) до десятых; д) до тысяч.
б) до сотен; г) до сотых;

1369. Выполните действие:

1370. Сравните:

1371. Коля, Петя, Женя и Сеня взвесились на весах. Получились результаты: 37,7 кг; 42,5 кг; 39,2 кг; 40,8 кг. Найдите массу каждого мальчика, если звестно, что Коля тяжелее Сени и легче Пети, а Женя легче Сени.

1372. Упростите выражение и найдите его значение:

а) 23,9 - 18,55 - mt если т = 1,64;
б) 16,4 + k + 3,8, если k = 2,7.

1373. Решите уравнение:

а) 16,1 - (х - 3,8) = 11,3;

б) 25,34 - (2,7 + у) = 15,34.

1374. Найдите значение выражения:

1) (1070 - 104 040: 2312) 74 + 6489;
2) (38 529 + 205 87) : 427 - 119.

1375. Выполните деление:

а) 53,5: 5; д) 0,7: 25; и) 9,607: 10;
б) 1,75: 7; е) 7,9: 316; к) 14,706: 1000;
в) 0,48: 6; ж) 543,4: 143; л) 0,0142: 100;
г) 13,2: 24; з) 40,005: 127; м) 0,75: 10 000.

1376. Автомашина шла по шоссе 3 ч со скоростью 65,8 км/ч, а затем 5 ч она шла по грунтовой дороге. С какой скоростью она шла по грунтовой дороге, если весь ее путь равен 324,9 км?

1377. На складе было 180,4 т угля. Для отопления школ отпущено этого угля. Сколько тонн угля осталось на складе?

1378. Вспахали поля. Найдите площадь этого поля, если вспахали 32,5 га.
1379. Решите уравнение:

а) 15х = 0,15; е) 8р - 2р - 14,21 = 75,19;
б) 3,08: у = 4; ж) 295,1: (n - 3) = 13;
в) За + 8а = 1,87; з) 34 (m + 1,2) = 61,2;
г) 7z - 3z = 5,12; и) 15 (k - 0,2) = 21.
д) 2t + 5t + 3,18 = 25,3;

1380. Найдите значение выражения:

а) 0,24: 4 + 15,3: 5 + 12,4: 8 + 0,15: 30;
б) (1,24 + 3,56) : 16;
в) 2,28 + 3,72: 12;
г) 3,6 4- 2,4: (11,7 - 3,7).

1381. С трех лугов собрали 19,7 т сена. С первого и второго лугов собрали сена поровну, а с третьего собрали на 1,1 т больше, чем с каждого из первых двух. Сколько сена собрали с каждого луга?

1382. Магазин за 3 дня продал 1240,8 кг сахара. В первый день было продано 543 кг, во второй - в 2 раза больше, чем в третий. Сколько килограммов сахара продано в третий день?

1383. Машина прошла первый участок пути за 3 ч, а второй участок - за 2 ч. Длина обоих участков вместе 267 км. С какой скоростью шла машина на каждом участке, если скорость на втором участке была на 8,5 км/ч больше, чем на первом?

1384. Обратите в десятичные дроби;


1385. Постройте фигуру, равную фигуре, изображенной на рисунке 151.


1386. Из города выехал велосипедист со скоростью 13,4 км/ч. Через 2 ч вслед за ним выехал другой велосипедист, скорость которого 17,4 км/ч. Через

сколько часов после своего выезда второй велосипедист догонит первого?

1387. Катер, двигаясь против течения, за 6 ч прошел 177,6 км. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения равна 2,8 км/ч.

1388. Кран, который подает в минуту 30 л воды, за 5 мин наполнил ванну. Потом кран закрыли и открыли сливное отверстие, через которое вся вода вылилась за б мин. Сколько литров воды выливалось за 1 мин?

1389. Решите уравнение:

а) 26 (х + 427) = 15 756; в) 22 374: (k - 125) = 1243;
б) 101 (351 + у) = 65 549; г) 38 007: (4223 - t) = 9.

Н.Я. ВИЛЕНКИН, B. И. ЖОХОВ, А. С. ЧЕСНОКОВ, C. И. ШВАРЦБУРД, Математика 5 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений

Видео по математикескачать , домашнее задание, учителям и школьникам на помощь

Вы знаете, что разделить натуральное число a на натуральное число b − значит найти такое натуральное число c, которое при умножении на b дает число a. Это утверждение остается верным, если хотя бы одно из чисел a, b, c является десятичной дробью.

Рассмотрим несколько примеров, в которых делителем является натуральное число.

1,2 : 4 = 0,3 , так как 0,3 * 4 = 1,2 ;

2,5 : 5 = 0,5 , так как 0,5 * 5 = 2,5 ;

1 : 2 = 0,5 , так как 0,5 * 2 = 1 .

А как быть в тех случаях, когда деление не удается выполнить устно?

Например, как разделить 43,52 на 17 ?

Увеличив делимое 43,52 в 100 раз, получим число 4 352 . Тогда значение выражения 4 352 : 17 в 100 раз больше значения выражения 43,52 : 17 . Выполнив деление уголком, вы легко установите, что 4 352 : 17 = 256 . Здесь делимое увеличено в 100 раз. Значит, 43,52 : 17 = 2,56 . Заметим, что 2,56 * 17 = 43,52 , что подтверждает правильность выполнения деления.

Частное 2,56 можно получит иначе. Будем делить 4352 на 17 уголком, не обращая внимания на запятую. При этом запятую в частном следует поставить непосредственно перед тем, как будет использована первая цифра после запятой в делимом:

Если делимое меньше делителя, то целая часть частного равна нулю. Например:

Рассмотрим еще один пример. Найдем частное 3,1 : 5 . Имеем:

Мы остановили процесс деления, потому что цифры делимого закончились, а в остатке нуль не получили. Вы знаете, что десятичная дробь не изменится, если к ней справа приписать любое количество нулей. Тогда становится понятным, что цифры делимого закончиться не могут. Имеем:

Теперь мы можем находить частное двух натуральных чисел, когда делимое не делится нацело на делитель. Например, найдем частное 31 : 5 . Очевидно, что число 31 не делится нацело на 5 :

Мы остановили процесс деления, потому что цифры делимого закончились. Однао если представить делимое в виде десятичной дроби, то деление можно продолжить.

Имеем: 31 : 5 = 31,0 : 5 . Далее выполним деление уголком:

Следовательно, 31 : 5 = 6,2 .

В предыдущем параграфе мы выяснили, что если запятую перенести вправо на 1, 2, 3 и т.д. цифры, то дробь увеличится соответственно в 10, 100, 1 000 и т. д. раз, а если запятую перенести влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры, то дробь уменьшится соответственно в 10, 100, 1 000 и т. д. раз.

Поэтому в тех случаях, когда делитель равен 10, 100, 1 000 и т. д., пользуются следующим правилом.

Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1 000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т. д. цифры .

Например: 4,23 : 10 = 0,423 ; 2 : 100 = 0,02 ; 58,63 : 1 000 = 0,05863 .

Итак, мы научились делить десятичную дробь на натуральное число.

Покажем, как деление на десятичную дробь можно свести к делению на натуральное число.

$\frac{2}{5} км = 400 м$

,

$\frac{20}{50} км = 400 м$

,

$\frac{200}{500} км = 400 м$

.

Получаем, что

$\frac{2}{5} = \frac{20}{50} = \frac{200}{500}$

Т.е. 2 : 5 = 20 : 50 = 200 : 500 .

Этот пример иллюстрирует следующее: если делимое и делитель увеличить одновременно в 10, 100, 1 000 и т.д. раз, то частное не изменится .

Найдем частное 43,52 : 1,7 .

Увеличим одновременно делимое и делитель в 10 раз. Имеем:

43,52 : 1,7 = 435,2 : 17 .

Увеличим одновременно делимое и делитель в 10 раз. Имеем: 43,52 : 1,7 = 25,6 .

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную надо:

1 ) перенести в делимом и в делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;

2 ) выполнить деление на натуральное число .

Пример 1 . Ваня собрал 140 кг яблок и груш, из них 0,24 составляли груши. Сколько килограммов груш собрал Ваня?

Решение. Имеем:

$0,24=\frac{24}{100}$

.

1 ) 140 : 100 = 1,4 (кг) − составляет

Яблок и груш.

2 ) 1,4 * 24 = 33,6 (кг) − груш было собрано.

Ответ: 33,6 кг.

Пример 2 . На завтрак Винни−Пух съел 0,7 бочонка меда. Сколько килограммов меда было в бочонке, если Винни−Пух съел 4,2 кг?

Решение. Имеем:

$0,7=\frac{7}{10}$

.

1 ) 4,2 : 7 = 0,6 (кг) − составляет

Всего меда.

2 ) 0,6 * 10 = 6 (кг) −меда было в бочонке.

Ответ: 6 кг.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций