Что такое. Зиккураты. Вавилонская башня Гэс конструкция здание дом зиккурат что означает

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первый зиккурат на месте Э-теменанки был возведен еще во вре­мена царя Хаммурапи (ХVII век до н. э.). Его сырцовая кладка неод­нократно реставрировалась. В 689 г. до н. э. Вавилон был захвачен воинами ассирийского царя Синахериба, который «стены уничтожил городские и его дома, храмы и богов, храмовую башню из песка и гли­ны... разрушил и сбросил в канал Арахту...». Святилище Эсагила и зиккурат были восстановлены через пятнадцать лет ассирийским зодчим Арадаххешу, а при Навуходоносоре II грандиозное строительство пришло к концу. Как свидетельствуют клинописные таблички, царь сам участвовал в строительстве Башни, поднимая наверх корзины с кирпичами (рис. 8.13).

Рис. 8.13. Руины города и Вавилонской Башни

Зиккурат имел семь ярусов. Согласно Р. Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Геро­дот считал, что размеры его основания были 185×85 метров. Страбон, заставший зиккурат уже разрушенным, был уверен, что его высота в 90 сажен «превзошла даже египетские пирамиды». Вну­треннее ядро Э-теменанки состояло из сырцового кирпича, облицовка – из обожженных кирпичей (32×32 см), уло­женных на битуме (рис. 8.14). Башня стояла на равнине Сахн («Сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Древней Греции:

«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой – святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи – должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе...» [Геродот, I , 181] .

«Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четытехугольная пирамида, сооруженная из обожженнрго кир­пича, высотой_в_стадию, так же как и каждая_сторона ее была длиной в стадию…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.

Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской Башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-теменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед ними как завороженный:

«Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и кончина. Никто из его преемников не заботился об этом…» [Страбон, XVI , 1, 5] .

Рис. 8.14. Реконструкция Вавилонской Башни – картина П. Брейгеля Старшего (1563 г.)

Расчлененные с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были, в отличие от более ранних зиккуратов, строго верти­кальны. Два нижних яруса, расчле­ненных лопатками, были намного выше ос­тальных. К южной стене примыкали три лест­ницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре). На вторую террасу поднимались по лестни­цам, примыкавшим к восточной и западной стенам. Дальше движение должно было идти по спирали, однако не по пандусу, как в Дур-Шаррукине, а по лестницам.

Вершина зиккурата – храм – был облицован голубыми плитками и увенчан громадными золотыми рогами, посвященными богу Мардуку и его супруге – богине утренней зари Царпаниту (Иштар). Подъем на ярусы был сде­лан снаружи. Он шел по спира­ли вокруг всех башен. Входить в жилище бога могли только жрецы. Внутри храма стояло громадное золотое ложе для бо­га и стол для возложения поже­ртвований. К потолку святили­ща был подвешен огромный све­тильник в виде солнечного диска (рис. 8.17).

Рис. 8.15. Варианты реконструкции Вавилонской башни по Л. Вулли и Г. Мартини (1923 г.)

Рис. 8.16. Варианты реконструкции Вавилонской Башни. Вверху – современная версия (Германия),

внизу – по Т. Домбарту (1930 г.)

Рис. 8.17. Изображение бога Шамаша. Рельеф (по Шипье и Перро)

По поводу количества и цветового решения ярусов в этом зиккурате существуют самые различные версии. Однако большинство исследователей сходится на том, что число ярусов было равно 7: по числу известных в те времена планет и небесных светил; по числу дней в неделе (лунный календарь); в соответствии с вавилонским вариантом «модели Вселенной».

В любом случае семиярусный зиккурат символизировал политический и религиозный союз семи главных городов Вавилонской федерации (Борсиппы, Вавилона, Киша, Куты, Сиппара, Ура и Урука). Два варианта интерпретации цветовой символики Вавилонской башни приведены на таблицах 1-2.

Таблица 1

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Меркурий

Борсиппа

Понедельник

Таблица 2

Цвет яруса

Планета, светило

День недели

Воскресенье

Понедельник

Меркурий

Борсиппа

Наблюдения за звездами велись с площадки перед храмом – «Горной Выси». Здесь находились астрономические приборы и инструменты – визир, солнечный и водяной хронометры и т.п. Вполне возможно, что громадные рога на крыше храма выполняли функцию визиров, с помощью которых определяли положение небесных тел в различное время суток.

Зиккурат – это массивное строение в виде пирамиды со ступенчатыми террасами и плоской платформой на вершине.

Зиккураты встречаются на территории месопотамии, а также в некоторых частях Мезоамерики. Это гигантские и удивительные сооружения, особенно если учесть тот факт что в период их постройки, человеческие технологии были весьма примитивны. И на сооружение одного зиккурата уходила колоссальная масса усилий.

Есть мнение, что именно месопотамские зиккураты, послужили моделью для египетских пирамид, и это вполне может быть правдой. Но в отличие от пирамид, служивших местом погребения, зиккураты были местом проведения различных ритуалов. Основная церемониальная площадка находилась на вершине сооружения.

Историки предполагают, что шумеры и вавилоняне рассматривали зиккураты как дома богов, и доступ к ним был ограничен для простых смертных. Как правило, башни расположены в крупных храмовых комплексах. Там же находились дома священников, обслуживающего персонала и загоны с жертовными животными.

Зиккурат. Тайна возникновения.

Самое интересное и загадочное заключается в следующем. После того как вавилоняне и ассирийцы построили свои массивные зиккураты, представители мезоамериканской культуры построили свои ступенчатые пирамиды, которые были удивительно похожи. Дело в том, что какое либо взаимодействие или даже контакт между этими культурами, очень маловероятен. По всей видимости, строения данной формы возникли спонтанно, и совершенно независимо друг от друга в разных регионах мира. В буйных джунглях Центральной Америки и отдаленных пустынях Ирака.

Зиккурат

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - «вершина», в том числе «вершина горы») - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье , типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Архитектура и предназначение

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение - верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм , который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры , а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич -сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона - бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн , Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер , Мардук), ярко-красный (Марс , Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш).

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами .

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе , Вавилоне , Дур-Шаррукине , все - 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль , 2-е тыс. до н. э.).

См. также

Источники

  • Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Full Moon wo Sagashite
  • SSL

Смотреть что такое "Зиккурат" в других словарях:

    Зиккурат - (аккадск.), в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъёмами пандусами. Наиболее известен… … Художественная энциклопедия

    Зиккурат - Этеменанки в Вавилоне (т.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. ЗИККУРАТ (аккадское), в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    зиккурат - >.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. /> Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (.н. Вавилонская башня). Сер. 7 в. до н.э. Реконструкция.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    зиккурат - пирамида, храм, башня Словарь русских синонимов. зиккурат сущ., кол во синонимов: 3 башня (45) пирамида … Словарь синонимов

    ЗИККУРАТ - (аккадск.) в архитектуре Др. Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Большой Энциклопедический словарь

    Зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3 7 ярусов из кирпича сырца, соединявшихся лестницами и пандусами … Исторический словарь

    Зиккурат - ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    зиккурат - Ступенчатое сооружение без внутренних помещений,образующее подножие храма [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN zigguratzikkurat DE Sikkurat FR ziggourat … Справочник технического переводчика

    ЗИККУРАТ - храмовая башня, принадлежность главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций. Название происходит от вавилонского слова sigguratu вершина, в том числе вершина горы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в… … Энциклопедия Кольера

Зиккурат

В мифах и легендах больше правды,

чем в современной истории.

Зиккурат (от вавилонского слова sigguratu – «вершина», в том числе «вершина горы») – одно из самых древних сооружений, представляет собой башню из поставленных друг на друга параллепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера за исключением – верхнего объёма, в котором находились помещения. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.

Рядом с зиккуратом обычно находился храм. Археологи предполагают, что шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы – насыпи, соединявшие небо и землю.Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом.


Используемый материал способствовал тому, что дожди и ветры разрушали эти сооружения. Приходилось постоянно их подновлять и восстанавливать. До нашего времени древние зиккураты сохранились в очень плохом состоянии. Поэтому сделанные реконструкции не очень точны и опираются на современные представления о культовом назначении этих сооружений.

Древние шумерские тексты говорят, что план зиккурата был дан людям богами. Так Гудеа – правитель шумерского города Лагаш (2142-2116 гг до н.э.) – получил инструкции по строительству зиккурата, как гласит текст на табличке, непосредственно из рук богов. Ему явился «человек, сияющий, как небеса», стоящий рядом с «божественной птицей», который «поручил (ему) построить храм». Этот «человек», который, «судя по короне на его голове... был богом», как выяснилось, был Нингирсу. С ним была богиня, которая «держала таблицу излюбленной звезды на небесах», а в другой ее руке был «священный стиль», которым она указала Гудее ей «покровительствующую планету». В руках третьего бога была таблица из драгоценного камня – «и начертан там был вид храма». В соответствии с полученным планом, Гудеа и возводил первый храм-зиккурат.

Посмотрим – Как это работает ?

Что общего между зиккуратом и мегалитами? Это используемая энергия. Как было показано ранее создатели мегалитов для получения энергии использовали резонанс межатомных связей в молекулах и кристаллах вещества.

Мы уже исследовали подобное сооружение, сделанное из камня. В нем создатели мегалитов использовали ФХС кремния Si-O.Кладка под задающим генератором «дольменом» выполняет функцию составного менгира – усилителя мощности.

.

В случае зиккуратов мы наблюдаем привязку технологии к местным условиям. Наличие большого количества глины и отсутствие необходимого количества камня диктовало использование доступных материалов. П ородообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % (массы) оксид кремния (SiO 2), 39 % оксид алюминия (Al 2 О 3) и 14 % воды (Н 2 O).

Поэтому создатели зиккуратов в Двуречье использовали ФХС О-Н воды (Н 2 O), Si-O оксида кремния (SiO 2) и ФХС Al-O оксида алюминия (Al 2 О 3 ) . . На вершине зиккурата располагался задающий генератор на базе резонатора Гельмгольца аналог дольмена или сосуда аналогичного зерновой яме, сделанные из обожжённой глины. Соответственно насыпь под верхним объёмом зиккурата выполняет функцию насыпного менгира – усилителя мощности.

Обратим внимание на то, что английская мера Фут очень хорошо соотносится с волнами мегалитической энергетики. Современный фут равен 0,3048 м., что соответствует 24,98 волны длинной 1,22 см. То есть гарантированно вмещает 25 волн.

Рассмотрим как может быть устроен задающий генератор на базе резонатора Гельмгольца аналог «зерновой ямы», для построенной Дмитрием Павловым из известняка сплошной каменной пирамиды с основанием 7,5х7,5 метра и высотой порядка 5 метров.

Пирамида создана сообразно размерам пирамиды Хеопса, где применяется 20 см упругая аккустическа волна. Соответствующие волны определяют размеры и парамерты задающего генератора.

Первый вариант предлагаемого решения задачи конечно «сыроват», так как мной не собрана вся необходимая информация для решения данной проблемы. Но решение принципиально выглядит так. На вершине пирамиды необходимо поместить известняковый блок:

– Изображённый ниже прямоугольный блок с внешними размерами 120х105х105 см.


Размер 120см задаёт бегущую волну для передачи энергии пирамиде.

Размер 105см задаёт стоячую волну для накопления энергии.

– Или в виде усечённой пирамиды с внешними размерами высота-120, верх-115х115 , низ-120х120 см.

Размер 120см задаёт бегущую волну.

Размер 115см задаёт стоячую волну.

Внутри него выполнен резонатор Гельмгольца, размеры которого должны быть рассчитаны на создание 20см упругой акустической волны.

Мегалитическая энергетика начинается с воды, поэтому внутри резонатора должна размещаться чаша с водой. Размеры чаши должны быть рассчитаны на активацию резонанса О-Н связей воды. Некоторые дольмены Кавказа имеют такие чаши вырезанные прямо в полу. Для этой цели были рассчитаны размеры чаш колокольчатой керамики.

Накачанные резонансной энергией пары воды создают мембрану в горле резонатора Гельмгольца, в которой, посредством перераспределения энергии в ней, создаются условия для поддержания незатухающих колебаний.

Поперечные размеры эллипса горла резонатора Гельмгольца задаются размерами несущей энергию упругой акустической волны. В нашем случае больший размер эллипса кратен 20см – бегущей волне передающей энергию, а поперечный на 5см меньше – стоячей волне накапливающей энергию.

В древних зиккуратах задающий генератор на базе резонатора Гельмгольца представлял кувшин из обожжённой глины встроенный в верхнюю террасу. Поэтому считаю целесообразным присмотреться к керамике (большие кувшины, тандыры) раскопанной в районах древних зиккуратов.

Главная задача – добиться резонанса ФХС Са-О, посредством подстройки упругой акустической волны резонатора Гельмгольца.

Вывод.

Зиккураты наглядно показывают, как технология получения мегалитической энергии приспосабливалась к местным условиям.

Зиккурат это культовое сооружение, которое получило распространение по всей территории Месопотамии. Слово «зиккурат» происходит от шумерского «э-кур» - «дом горы». Первые зиккураты строили шумеры еще в III тысячелетии до н.э. Они представляли собой храмы, поставленные на одну или несколько платформ. Обычай строить храмы на одном и том же месте с течением времени обусловил «рост» количества платформ. Иногда на одном и том же месте строились последовательно 16-20 храмов. Насыпи позже оформлялись в виде ступеней, снаружи пластически обработанных нишами и выступами .

Каждая ступень окрашивалась в свой цвет. Сложилась определенная символика цветов . Храм на вершине зиккурата был голубого или синего цвета с золотом, нижние ступени были красного, черного, желтого цветов (земные цвета), верхние – белого, голубого (небесные цвета). Ступенчатая форма постепенно приобрела смысл «лестницы в небо», связывающей мир богов с миром людей.

В период III -ей династии Ура (Шумеро-Аккадское государство) самый большой зиккурат был в г. Уре. Он имел высоту более 20 м., его внутреннее монолитное ядро было выложено из сырцового кирпича, а наружный слой – из обожженного кирпича. Нижняя ступень имела размеры основания 63 и 43 м. Над ней возвышалось ещё два яруса, наверху стоял храм бога Луны Сина. Стены ступеней имели небольшой наклон внутрь и несколько выпуклую в плане форму, что усиливало впечатление монументальности. Три нижних лестницы сходились на высоте 15 м, не имея промежуточных площадок. Этот узел был подчеркнут кубическим объёмом – павильоном-воротами.

В Ассирии зиккураты приобрели более компактную форму , основание стало квадратным, храм располагался в массивном верхнем уровне, окружающая его площадка - очень узкая.

Интересен храм Ану и Адада – двух богов – в Ашшуре , состоящий из двух зиккуратов, соединенных большим, окруженным крепостными стенами двором. Между зиккуратами находились два сблокированных нижних храма. В храмах было по два помещения: зал для молящихся и целла , где находилась статуя бога . Зал был ориентирован поперек продольной оси, а целла – вдоль.

Некоторые зиккураты в Ассирии имели спиралевидную форму: подъем наверх проходил по спиралевидному пандусу, разворачивавшемуся вокруг центральной оси сооружения.

Самым большим в Месопотамии был зиккурат Этеменанки в Вавилоне – прототип мифической библейской Вавилонской башни. Этот зиккурат возник ещё во времена Хаммурапи, много раз перестраивался и был разрушен персидским царем Ксерксом. Существует несколько вариантов его реконструкции. Он имел квадратное основание со стороной 91,5 м., высоту – около 90 м. Семь ступеней зиккурата соответствовали «семи небесам», которые соответствовали понятию уровней духовного совершенства. Нижние ступени были обработаны прямоугольными нишами. Все семь ступеней были окрашены в разные цвета.

Зиккурат всегда являлся главным зданием города и ставился в его геометрическом центре.

5. Архитектура жилища и дворцов.

В III тысячелетии до н.э. бедное население Месопотамии строило жилища, используя природные материалы. Заросли тростника высотой до 4-5 метров прорубались, оставлялись только стебли по контуру круга. Эти стебли связывались вверху и переплетались срубленными стеблями (по типу корзины). Полученный каркас обмазывался глиной. Пол делался также из срубленного тростника, покрытого глиной, и застилался циновками. Строились также дома прямоугольной формы из сырцового кирпича с плоскими крышами.

Города застраивались кварталами «сплошной застройки» с общими стенами между домами. На улицу выходили глухие стены с маленькими окнами вверху. Жилые помещения городского дома группировались вокруг внутреннего двора, который был либо открытым, либо перекрытым на более высоком уровне, чем другие помещения. Благодаря образующемуся перепаду кровли свет попадал во дворик через световые проемы. В главном помещении жилого дома располагалась глинобитная лежанка и очаг, в кухне – кирпичная сводчатая печь. В более богатых домах были ванные, туалеты с асфальтированным полом и канализационные коллекторы. Некоторые дверные проемы имели арочные перемычки. Проемы не имели дверных полотен и завешивались циновками. В окна вставлялись деревянные решетки. Жильё такого типа существует в Ираке и теперь.

В каждом городе-государстве имелся дворец правителя. Одни из самых древних - дворцы в Уре, Кише и Мари. Дворец в Уре имел компактный квадратный план и глухие наружные стены. По своему образу он напоминал храм, недоступный для простых смертных. Дворец в Мари (XVIII в. до н.э.) имел внутренние дворы и храмы, архив глиняных табличек, школу писцов, был украшен росписями и скульптурой. Входная зона, большой двор и тронный зал составляли главную анфиладу помещений. К ней была пристроена зона храма со своим внутренним двором, окруженным жилыми помещениями. Сзади к этой зоне примыкали продовольственные склады. Мелкие помещения группировались вокруг более крупных. Дворцы украшались росписями, изображающими различные процессии, вход в них был оформлен наподобие входа в храм.

Дворец в Кише относится к середине III тысячелетия до н.э. Главная его часть имеет форму прямоугольника. Два ряда глухих стен окружают сложную систему помещений, состоящих из внутреннего двора и окружающих его небольших комнат. Очевидно, это жилая часть. К ней пристроен прямоугольник меньших размеров – приёмная зона. Сдвиг между этими двумя прямоугольниками образует наружный двор, в который выходит декоративная ступенчатая в плане ниша с лестницей. Из этой ниши царь являлся народу. К стене дворца пристроена терраса с круглыми столбами. Этот двор, очевидно, был местом народных собраний. Планировка помещений дворца была сложной, запутанной наподобие лабиринта.

Большие дворцы делились на несколько функциональных зон, каждая из которых формировалась вокруг открытого двора.

Дворец ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине (711- 707 гг. до н.э.) представляет из себя более развитый тип по сравнению с шумерскими дворцами. Он стоял на платформе площадью 1.300.000 м 2 и высотой 14 м. Эта платформа наполовину выступала за контур городских стен : в случае восстания внутри города царь мог быстро скрыться за его пределы. Внутри платформы была целая система дренажных труб и вентиляционных колодцев. Платформа соединялась с территорией города пандусом для въезда колесниц. Главный вход был оформлен в виде ворот, обрамленных двумя мощными башнями. Нижние части башен были оформлены рельефами в виде гигантских фигур крылатых быков – «шеду» , проем ворот пролетом 4,3 м. был перекрыт аркой. Высота проема ворот – 6,46 м. Ворота вели в открытый двор площадью около 1 га. Этот двор объединял все зоны дворца. Планировка дворца в целом не симметрична, за исключением парадных зон.

Во дворце насчитывается более 200 помещений и 30 внутренних дворов, в планировке четко выделены функциональные зоны: зона парадного двора, приемная зона царя, жилая зона, зона служебных помещений и складов, религиозная зона, зона летнего дворца. Летний дворец был оформлен в виде отдельно стоящего павильона в стиле народного жилища «бит-хилани» с глубокой наружной нишей, перекрытие которой опирается на два круглых столба. Территория между главным и летним дворцами была занята декоративным садом , где были собраны экзотические растения из разных стран Востока.

Интерьеры дворца отличались богатым убранством : парадные залы были украшены плитами с рельефами, расписаны яркими цветными фресками, полы залов и дворов – вымощены в несколько слоев. Верхний слой сделан из керамических или каменных плит с узорчатым орнаментом. Стены были покрыты штукатуркой из смеси извести и гипса в 3 – 4 см. Двери делались из кипарисового дерева и были обиты бронзой. Плоские перекрытия залов делались по балкам из ливанского кедра, более мелкие помещения были перекрыты кирпичными сводами.

Ещё более грандиозным был дворец царя Синаххериба в Ниневии . В нём было 27 монументальных порталов с фигурами шеду и львов, плиты с рельефами имеют общую длину 3000 м. Вокруг дворца был большой парк с искусственными озёрами и декоративными павильонами .

В конце VII в. до н.э. был заново отстроен Вавилон. В период 43-летнего правления царя Навуходоносора II сооружаются колоссальные дворцы, храмы, мощные оборонительные стены. Дворец Навуходоносора занимал территорию в 4,5 га. Он был разделен на две части: одна была расположена в пределах города, другая – за городской стеной. Это свидетельствует о том, что царь Вавилона так же, как и царь Ассирии боялся народных волнений внутри города и обеспечивал себе возможность «эвакуации» за его пределы. Руины внешнего дворца не сохранились. Внутренний дворец имеет в плане форму неправильной трапеции. Композиционной основой его плана служит система из 5-ти внутренних дворов . Центральный двор больше остальных, вокруг него располагались покои царя, его тронный зал. Во дворце жил не только царь, но и его охранники и приближенные. Приёмный зал, выходящий во внутренний двор, имеет размеры 17х52 м. Его стены были покрыты поливными керамическими плитками темно-синего цвета с растительным орнаментом и изображениями колонн с капителями типа эолийских (близких к ионическим). Толщина стен зала 7 м., очевидно, он был перекрыт сводом.

    Основные типы городов и их структура. Развитие принципов градостроительства Месопотамии.

Месопотамию по праву считают родоначальницей градостроительства. На юге этого региона, в наиболее плодородных районах, достигли высокого уровня развития шумерские города-государства на рубеже IV–III тысячелетий до н.э., особенно Ур, Урук, Лагаш. Но полностью реконструировать облик этих городов не удалось, т.к. они пострадали от многочисленных войн, а их застройка была в основном из кирпича-сырца, который за тысячелетия превратился в кучи глины.

Многочисленные раскопки, проводившиеся в Месопотамии, позволили установить, что самые древние города имели форму овала или круга и были защищены мощными оборонительными стенами. Внутригородская территория делилась на две основных части: цитадель и жилой массив. Цитадель – это дополнительно укрепленный участок, который обычно находился в самом центре города. Внутри цитадели были сосредоточены дворцы правителей и храмы, судебные и другие общественные здания. Территория цитадели иногда была оформлена в виде возвышенной террасы, зиккурат высотой до 40–50 м выделял этот участок в структуре города. Обычно, в городе была одна главная улица , ориентированная по оси северо-восток – юго-запад. Остальные улицы в городе представляли собой нерегулярную систему, были очень узкими. Жилая застройка была сплошной, на основе сблокированных глинобитных домов, имеющих внутренние дворы.

Некоторые города формировались вокруг святилищ – центров определенных религиозных культов . Таков, например, город Тудуб на реке Дияла. Участок святилища имел форму овала и был огражден двумя рядами мощных крепостных стен. Участок, на котором располагался храм, был поднят на платформу. Укрепленные участки святилищ, очевидно, служили убежищем для населения города в период многочисленных войн в этом регионе. Некоторые города, например, город близ Тахт-и-Сулейман на территории современного Ирана имели в центре города искусственный водоём – запас воды на случай войны.

По сравнению с городами Месопотамии, города Египта имели более широкие улицы и более совершенное благоустройство и озеленение в связи с тем, что опасность войн для них была весьма незначительной.

Столица шумеро-аккадского государства времен III-й династии г. Ур стоял на берегу реки Евфрат и имел форму неправильного овала. Вокруг городских стен был прорыт защитный канал. Территория города имела размеры 1000 на 700 м. Городские стены достигали толщины 25-32 м. В центре города, ближе к его северо-западной части, была расположена цитадель на насыпном холме. Здесь размещался дворцово-храмовый комплекс . Храм был посвящен богу Луны. Главная улица города была ориентирована на главный вход во двор перед дворцом правителя. Входные ворота в храмовый комплекс были ориентированы на северо-восток. В северо-западном углу цитадели внутри отдельного двора расположен трехъярусный зиккурат. На верхней площадке зиккурата - святилище бога Луны. Вне территории зиккурата расположены ещё два храма, имеющие форму квадрата и лишенные оконных проемов.

Форму абсолютно правильной окружности имели внешние стены хеттского города Самаль (Зенджирли) в северной Сирии (Х – VIII вв. до н.э.). Город имел трое крепостных ворот. Для цитадели была использована природная возвышенность, имеющая форму неправильного овала. Внутри цитадель расчленена на автономные участки, вход в цитадель защищен дополнительной крепостной стеной с мощными воротами.

Начиная с VII в до н.э. в Месопотамии начинают появляться города, имеющие контур по форме близкий к прямоугольнику. Найдены глиняные таблички, на которых начертаны планы городов . Это свидетельствует о том, что новые города начинают строить по заранее намеченному плану, в то время как старые города формировались стихийно на месте древних неолитических поселений, имевших кругообразную форму.

Примером регулярного города может служить г. Борсиппа (VI в. до н.э.). Установлено, что план города был разбит с использованием модуля, равного 59 м или "ашлу " (веревка). Очевидно, с развитием математики и геометрии при разбивке планов новых городов стали применять модульную систему, используя натянутую веревку определенной длины . Территория города стала делиться более широкими улицами на крупные кварталы правильной квадратной или прямоугольной формы . Квартал для знати был выделен особо в северо-западном углу городской территории и дополнительно защищен широким каналом, через который был переброшен мост.

По регулярному плану также был построен ассирийский город Дур-Шаррукин – резиденция царя Саргона II (Шаррукина). Этот город был построен всего за 4 года (711 – 707 гг. до н.э.) и в конце VII в. до н.э. был разрушен мидянами. В плане этот город представлял собой прямоугольник, близкий к квадрату и ориентированный углами по странам света. Цитадель его не находилась в центре, а была встроена в крепостную стену с северо-востока так, что частично выходила за пределы города: это была высокая платформа с уже описанным ранее комплексом дворца-резиденции. План города был построен на основе правильной сети улиц, пересекающихся под прямыми углами. Каждая стена, за исключением северо-восточной, имела по двое мощных крепостных ворот.

Вершиной градостроительного искусства Месопотамии стал г. Вавилон времен царя Навуходоносора II (604 – 562 гг. до н.э.). В это время Вавилон стал блестящей столицей огромного царства, он прославился на весь мир своими роскошными дворцами и храмами, «висячими садами Семирамиды» – одним из семи чудес света.

Вавилон был расположен на обоих берегах реки Евфрат, его территория занимала 20 кв. км. Город был защищен несколькими рядами крепостных стен. Внешняя стена длиной 18 км защищала сельскохозяйственные угодья города с наиболее опасной восточной стороны. Эта стена имела форму неправильного треугольника, в северной оконечности которого находился летний дворец царя. Следующий уровень укреплений защищал непосредственно территорию самого города, имеющую форму неправильного прямоугольника. Эта территория составляла 410 га. Вокруг крепостных стен шёл глубокий ров с водой, соединенный с рекой. Крепостные стены имели толщину 7,5 м. Через каждые 20 м были поставлены крепостные башни. В город вело 7 ворот, названных именами богов Сина, Энлиля, Мардука, Шамаша, Адада, Иштар, Лугалгирра. От ворот шли улицы, образовывавшие внутри города прямоугольную сеть . Главными воротами Вавилона были северо-западные, посвященные богине Иштар. Через эти ворота проходила главная улица - «дорога процессий», которая начиналась ещё за пределами города и вела вдоль берега реки Евфрат к храму Нового года. По этой дороге в день Нового года (в марте) несли на носилках статую бога Мардука – покровителя Вавилона в храм, находящийся в центре города на священном участке Эсагила . Эсагила представляла собой цитадель – укрепленный участок, разделенный вдоль реки на несколько зон. Вся центральная часть города формировалась вдоль реки и «дороги процессий» и имела не центрический, а линейный характер . Ширина главной улицы (16 м.) и размеры сооружений центральной части города резко контрастировали с рядовой жилой застройкой, которая была малоэтажной. Ширина улиц в городе была 1,5 – 2 м.

Священный участок Эсагила имел площадь более 7 га. В ансамбле Эсагилы выделялось своими размерами главное здание города – зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня). Он имел размеры основания 91,5 на 91,5 м. и высоту около 90 м. Семь ступеней зиккурата были окрашены в разные цвета, а верхний ярус был позолочен. Вообще цвет очень активно применялся в Вавилоне для выявления наиболее значимых сооружений: ворота Иштар были облицованы глазурованным кирпичом синего цвета с рельефными изображениями львов и драконов оранжево-желтого цвета, дорога процессий была обрамлена высокими стенами, также облицованными глазурованным кирпичом. Это помогало выделить главную улицу, создать ее особый «интерьер» в городской среде. Левобережная часть города была более старой, здесь жили привилегированные слои коренного населения. Эта часть города имела дополнительные укрепления вдоль реки. Правобережная часть называлась «Новый город», она была соединена с левобережной частью мостом длиной 123 м. Здесь был речной порт и жили ремесленники и торговцы разных национальностей.

На основе рассмотренных примеров городов Месопотамии можно выявить следующие основные достижения градостроительства этого региона :

    Были разработаны основные принципы фортификационной архитектуры , которые получили дальнейшее развитие в эпоху средневековья;

    При разбивке планировки городской территории применялась система планировочных модулей ;

    Впервые были применены водопровод, канализация, элементы искусственного озеленения ;

    В городской структуре выделялись главная улица и главное здание как основные композиционные элементы ;

    При формировании городских ансамблей в качестве основного композиционного средства применялся цвет .

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

    Месопотамия

  1. Вавилония

  2. г. Вавилон

    г. Борсиппа

  3. г. Дур-Шаррукин

    г. Самаль (Зенджирли)

    г. Ниневия

    Зиккурат

    Цитадель

    Ложные своды

    Клинчатые своды

    Своды «балхи»

    Глазурованный кирпич

    Керамические «гвозди»

    Модуль «ашлу»

    Дворец в Мари

    Дворец в Кише

    Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине

    Дворец Навуходоносора II в Вавилоне

    «Висячие сады» в Вавилоне

    Ворота Иштар в Вавилоне

    Комплекс Эсагила в Вавилоне

    Зиккурат Этеменанки

    Бит-хилани

ЛЕКЦИЯ № 2 (7): АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ИРАНА ЭПОХИ АХЕМЕНИДОВ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

    Истоки и особенности культуры Ирана эпохи Ахеменидов;

    Города. Пасаргады, Персеполь: особенности планировки и архитектурных решений дворцовых комплексов;

    Особенности персидского изобразительного искусства, основные жанры.

    Истоки и особенности культуры Ирана эпохи Ахеменидов

Иранское плоскогорье расположено северо-восточнее района Междуречья. Население этих мест с древнейших времен занималось кочевым скотоводством, более низменные восточные и западные окраины плоскогорья были пригодны для земледелия. На этой территории первоначально сложилось несколько мелких государственных образований. Основные из них Элам (ХIII – ХII вв. до н.э.) и Мидия (Х в. до н.э.). К этой же территории на севере примыкало государство Урарту .

В конце VII – начале VI вв. до н.э. мидяне в союзе с вавилонянами разгромили Ассирию и захватили территорию до Персидского залива. Но в это время усиливаются их соседи – племена персов . В 553 г. до н.э. они во главе с царем Киром – основателем династии Ахеменидов – сокрушили Мидию и захватили в короткий срок значительные территории от Урарту до Месопотамии и Северного Египта. На этих территориях существовали высокоразвитые цивилизации древности, поэтому культура Персии носит заметные черты эклектизма – совмещения форм, заимствованных из разных культур. Расцвет государства персов приходится на VI V вв. до н.э. , когда они создали самое большое из древневосточных государств, границы которого простирались от реки Инд до Эгейского моря и от Армении до 1-го порога реки Нил , и царь Персии присвоил себе титул «шахин-шах» – «царь царей». Это мощное государство существовало до 330 г. до н.э., когда его завоевал Александр Македонский. После смерти Александра Персия вошла в состав эллинистического государства Селевкидов.

Культура Персии опиралась на более древнюю культуру мидян. В основе их религии лежал культ поклонения огню , поэтому они строили не храмы, а алтари огня . Гробницы в Мидии принято было высекать в скалах на значительной высоте. Фасад гробницы представлял собой углубленный в виде прямоугольной ниши портик с двумя протоионическими колоннами, капители которых имеют с двух сторон крупные завитки – волюты, между которыми расположена рельефная пальметта. В плане гробница симметрична относительно оси портика и имеет несколько камер, расположенных иногда в разных уровнях. Царские резиденции было также принято строить на возвышенных горных плато.

    Города. Пасаргады, Персеполь: особенности планировки и архитектурных решений дворцовых комплексов

В середине VI в. до н.э. основоположник династии Ахеменидов царь Кир строит высоко в горах Персиды город-резиденцию Пасаргады по образцу мидийской столицы Экбатаны. Этот комплекс расположен в предгорьях Загроса, в долине реки Пулвар. Цитадель, окруженная мощными стенами с башнями, была расположена на платформе высотой 13 м., выложенной из камня. Она примыкала к крутому склону холма. Терраса была сложена из плит известняка и облицована снаружи мощными каменными квадрами (4.2 м в длину). Дворцы (жилой и приёмный) располагались на площадке, обнесенной стеной и примыкающей к террасе. В основе дворцовых зданий лежала многоколонная конструкция. Входы во «дворец аудиенций» были фланкированы двумя глухими башнями , между которыми располагались 30 колонн, по 15 в два ряда. Стены были выложены из кирпича-сырца на цоколе из отесаных квадров. Боковые помещения были выше центрального.

В архитектурной отделке дворцов применялось декоративное сочетание черного и белого камня, позаимствованное из архитектуры Урарту . Обнаружены остатки облицовочных плит-ортостатов , украшавших стены и дверные проемы дворцов. По стилистике и тематике изображений они очень близки к месопотамской – ассирийской и эламской традиции. Обнаружены их точные аналоги среди ортостатов дворца в Ниневии. Анализ памятников Пасаргад обнаруживает в них явный эклектизм: совмещение египетских, ионийских, лидийских, урартских, месопотамских приемов.

Для производства строительных работ персидские цари использовали пленных мастеров из разных стран, материалы также свозились со всех концов персидской империи. От города Пасаргады сохранилась лишь гробница царя Кира, сделанная в виде небольшой ступенчатой пирамиды, завершающейся изваянием в виде саркофага. Высота этого монумента – 11 м. Массивные ступени гробницы выложены из тщательно пригнанных плит песчаника, скрепленных скобами.

После внезапной смерти царя Кира строительство Пасаргад было прервано. В 520 г. до н.э. царь Дарий I начинает строительство новой укрепленной резиденции – более грандиозной и роскошной, чем Пасаргады. Этот город известен под греческим названием Персеполь . Комплекс возводился по единому замыслу и должен был воплощать в своих формах идею богатства и мощи персидского царства . Строительство комплекса продолжалось более 50 лет, ежегодно в нем участвовало не менее 3000 человек.

Крепость была возведена на искусственно подготовленной террасе размером 450 на 300 м., высотой 12 м., вырубленной на склоне скалы и укрепленной высокой подпорной стеной из огромных каменных блоков. Со всех сторон терраса была окружена крепостной стеной. Все постройки возводились из великолепного светлого песчаника, они расположены по строгой геометрической системе, их оси параллельны.

В крепость вела большая симметричная двухмаршевая лестница , по оси которой на террасе были поставлены пропилеи с 4-мя колоннами . Пройдя через пропилеи, ось композиции поворачивает направо , где расположено самое большое здание комплекса – Ападана . Это приёмный зал, расположенный перед территорией, которую занимают дворцы царя Дария и его сына Ксеркса. Зал Ападаны был предназначен для ежегодной церемонии приношения дани из подчинённых Персии стран персидскому царю в честь праздника Нового года (Ноуруза). Помещение должно было вмещать одновременно несколько тысяч человек, поэтому оно было построено по типу многоколонного зала с размерами 62,5 на 62,6 м. 36 колонн Ападаны имеют пропорции диаметра к высоте 1:12, расстояние между осями – 8,74 м. таким образом, они занимают лишь 5% площади зала, создавая высокий и просторный интерьер. Высота колонн – около 20 м. С трех сторон зал окружён портиками из двух рядов по 6 колонн. Антаблемент из мощных брусьев кедра был отделан листовым золотом, парапет крыши – облицован цветной керамикой. По всем четырем углам здания возвышались массивные четырехугольные башни. На стенах лестниц сохранились ортостаты – облицовочные каменные плиты по типу ассирийских, покрытые рельефными изображениями процессий иноземцев, приносящих дань: эламитов, мидийцев, вавилонян, арабов, армян, скифов, хорезмийцев, негров в своих национальных костюмах и воинских доспехах.

Восточнее Ападаны параллельно ей стоял «зал ста колонн», предназначенный для хранения сокровищ . Он имел глухие стены, лишь центральная часть освещалась через перепад кровли очень маленькими квадратными окошечками. Рядом с этим залом были расположены несколько мелких сокровищниц. Перед входом был устроен широкий навес, опирающийся на два ряда колонн. Торцовые стены навеса были украшены изображениями месопотамских крылатых быков – шеду.

Между Ападаной и “залом ста колонн” встроены тройные ворота, ведущие в дворцовый комплекс, все здания которого также состоят из больших и малых многоколонных залов.

Таким образом, многоколонный зал был основной “ячейкой” архитектуры Древнего Ирана . Кроме того, здесь был выработан новый тип колонн . Их высота достигала 18 – 20 м. Более тонких по пропорциям колонн в то время не было нигде в мире. База колонны представляла собой как бы опрокинутую чашечку многолепесткового цветка с валом над ней. Ствол был гладким или каннелированным узкими каннелюрами. Колонна увенчивалась чрезвычайно сложными капителями : на пальмовидную чашечку ставится форма в виде вертикального бруса квадратного сечения, украшенного снизу и сверху встречными парными завитками волют. На этот брус кладутся сдвоенные протомы – скульптурные полутуловища быков, львов или лошадей. Седлообразная впадина спины между головами протом служит для опирания потолочной балки из кедрового бруса. Перекрытие по этим балкам состояло из мелкобрусчатого настила и глиняного ковра. Интерьеры украшались яркой раскраской по штукатурке, поливной керамикой, металлическими накладками, цветными занавесами. Жилые помещения имели северную или северо-восточную ориентацию.

    Особенности персидского изобразительного искусства, основные жанры

В Иране, в отличие от соседних государств, сложилась собственная религиозно-философская система – Зороастризм . Согласно учению Зороастризма, мир представляет собой арену борьбы добрых сил, которые олицетворяет божество Ахура Мазда и «злого помысла», который воплощается в образе Ангхра Манью . Долг последователя Заратуштры – помогать добру, в результате чего он попадает в рай (Гаро-дмана).

Персонифицированные качества главных богов постепенно становятся самостоятельными богами: Праведность, Благомыслие, Добровластие, Здравие, Бессмертие, Святая набожность. Также почитаются священные стихии: земля, вода и, в особенности, огонь – символ Ахура Мазды, а также - души предков и праведников, в особенности, предков царского рода. Боги изображались не в виде антропоморфных существ, а в виде перевоплощений (ипостасей) – зверей и птиц . Подходящая для их изображений иконография была найдена среди ранее существовавших образов Древнего Востока, которые часто не соответствовали им по смыслу.

Традиции искусства Ирана восходят ещё к доахеменидскому периоду (Х III VII вв. до н.э.). В многочисленных могильниках, относящихся к этому периоду, найдена так называемая «серая керамика» – горшки-чайники с декоративными носиками в виде птичьего клюва, бокаловидные сосуды, чаши на 3-х ножках. Позже появляются изделия из красной глины . Этот керамический стиль распространился по обширному региону иранского нагорья. Декоративные изделия из металла торевтика - с ХI в. до н.э. также появляются в захоронениях в качестве ритуальных сосудов: золотые кубки, блюда, мечи, кинжалы, наконечники копий, топоры . По форме эти предметы тесно связаны с закавказскими. Широко были распространены сосуды зооморфных и антропоморфных форм.

Наиболее ранние образцы иранского искусства VIII – VII вв. до н.э. найдены в курганах Зивие: парадное оружие, рукояти и ножны которого украшены рельефами из золотого листа с изображениями животных и орнаментикой, в стилистике которых видны урартские. Ассирийские и скифские черты. На рукоятях мече й изображено «древо жизни», по бокам которого стоят крылатые гении – мотив, заимствованный из Урарту и Ассирии.

Особую группу среди изделий торевтики составляют так называемые Луристанские бронзы : детали сбруи, вотивные (ритуально-культовые) предметы в «зверином стиле». В разнообразных замысловатых композициях этого стиля встречаются различные животные: пантеры, олени с крыльями, козы и животные-химеры, сочетающие в своем облике элементы, взятые от разных животных (льва, орла, быка, рыбы).

Наивысшего развития «звериный стиль» достиг в Х – VII вв. до н.э., когда в Луристане развивалась металлургия. В стилистике изображений происходит смешение иконографических образов различных культур этого региона: ассирийских, эламитских, урартских . Распространены «идолы» – навершия вотивных штандартов с изображением антропоморфных божеств, богинь с головами рыб, птиц, часто встречаются изображения Зервана – мифического существа, соединяющего в себе черты юноши и старца. Изображения животных иногда напоминают более поздние скифские: олень с поджатыми ногами, прыгающие пантеры и головы грифа.

В период VIII VI вв. до н.э. создаются первые иранские государственные образования , население которых составляют мидяне и персы. В искусстве появляются собственные иранские черты. В VI в. до н.э. Мидия сокрушила Ассирию и Урарту. К этому времени относится найденный в иранском Курдистане клад в резиденции правителя. Этот клад состоял из сокровищ, награбленных в ассирийском походе: костяных пластинок (украшений мебели), шкатулок, украшений сбруи, нагрудников вельмож, серебряных сосудов, деталей украшения колесницы из Урарту. Интересная находка – серебряное блюдо с золотыми аппликациями в виде звериных фигур: пантер, голов грифов, зайцев. В орнаментике присутствуют урартские элементы (розетки, иероглифы). Найдена также золотая пектораль (нагрудное украшение) с изображениями фантастических существ. В центре композиции – дерево жизни, по бокам расположены фигуры козлов и крылатых быков, ряд фантастических животных: сфинкс, крылатый баран, лев с птичьим хвостом и бычьими рогами. Иногда чужеземные образы копировались без понимания смысла, «добрые» гении смешивались со «злыми», они заимствовались из цилиндрических печатей, геральдических композиций. Вообще, животные во многих культурах считались реинкарнациями богов (лев, вепрь, орел, сокол, ворон). Позже все эти мотивы встречаются в иранском искусстве.

В дворцовых постройках постоянно встречаются различные рельефы, неразрывно связанные с архитектурными формами. Дворцы Пасаргад и Персеполя строились с использованием мидийских, эламитских, урартских и ассирийских форм, мастера приглашались также из Ионии и Лидии (греческих колоний в Малой Азии). При входе в комплекс Персеполя стоят 10-ти метровые «шеду» – крылатые быки с головой человека, заимствованные из Ассирии, цоколь и боковые стены лестниц Ападаны были сплошь покрыты рельефами в несколько ярусов. На этих рельефах изображены воины персидской армии, а также мидийцы, эламиты, несущие царский трон и ведущие коней. В другом ярусе изображено шествие народов во главе с персидскими наместниками провинций, подчиненных Персии. Они несут дань персидскому царю: золотые вазы, кубки, оружие, ведут львиц, быков, коней, верблюдов. Сюжеты и позы канонизированы, фигуры воинов строго повторяются, как будто они вырезаны по трафарету. Всюду прослеживается стремление к симметрии, зеркальному повтору сцен.

В этом выражается «имперский стиль» официального искусства ахеменидского Ирана. Архитектурная форма и скульптура объединены в одно целое повествование о могуществе персидского царя. Главные сцены, изображенные на стенах лестницы, венчало изображение солнечного диска с крыльями – явно заимствованное из Египта. Оно, очевидно, истолковывалось как символ иранского бога Митры. Шеду также приобрели новый смысл, как символ Гопатшаха – бога вод и растений.

Внутри помещений дворца найдены следы росписей по глиняной штукатурке . В интерьерах применялась отделка из декоративных металлических накладок, цветная керамика . Традиционные изделия из металла также были широко распространены в ахеменидский период: ритоны (сосуды с изображением головы и туловища животного, кубки, блюда, которые выполнялись мидийскими, армянскими и малоазийскими мастерами. Ритоны были очень многообразны и делались как из керамики (более ранние), так и из драгоценных металлов, и, очевидно, служили атрибутом власти. История этого типа сосудов насчитывает более двух тысяч лет. Существовали также и традиционные цилиндрические печати , изображающие царя у жертвенника с огнем, борьбу царя с чудовищами, добрых и злых демонов.

В период, предшествовавший македонскому завоеванию Персии, появляются изображения богини плодородия Анахиты , сделанные греческими скульпторами по типу изображений Артемиды. Митра отождествляется уже с Аполлоном или Гелиосом, Ахура Мазда – с Зевсом. Этот период можно назвать «предэллинизмом» .

В дальнейшем происходит более тесный синтез античной культуры и культуры Древнего Востока на всей территории Эллинистического мира.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

    Ахеменидский Иран

  1. Зороастризм

    Мидийские скальные гробницы

    Протоионические колонны

    г. Пасаргады

    г. Персеполь

    Гробница Кира в Пасаргадах

    Ападана Ксеркса в Персеполе

    «зал ста колонн»

    Персидский ордер

    Протомы»

    Торевтика

    Луристанские бронзы

    Цилиндрические печати



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций