Что такое личные местоимения. Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить В русском языке 4 местоимения 3 лица

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Что такое местоимение?

В этом уроке познакомимся с самой необычной и загадочной частью речи. Она не называет ни предметов, ни действий, ни признаков и при этом является самостоятельной частью речи.

Знакомство начнем с прочтения небольшого кусочка текста. Какая речевая ошибка в нём допущена?

Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Птицы разбудили лесных обитателей.

В тексте повторяются существительные «солнце» и «птицы». Нельзя сказать, что это звучит красиво. Попробуем отредактировать его следующим образом:

Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись ему , запели птицы. Они разбудили лесных обитателей.

Вместо имён существительных «солнце» и «птицы» мы вставили в текст слова «оно», «ему», «они» и таким образом избежали повторов.

Эти слова называются местоимениями.

Название этой части речи говорит само за себя: местоимения занимают место имени существительного.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, но не называет их.

§2. Личные местоимения

Когда мы вступаем в разговор с собеседником, мы являемся в этом диалоге первым лицом, наш собеседник - вторым лицом, а люди или предметы, о которых мы говорим, - третьими лицами.

В диалоге мы используем местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Эти местоимения называются личными , так как указывают на лицо, о котором идёт речь.

Личные местоимения изменяются по лицам и числам.

К именам существительным мужского рода мы подставляем местоимение он, к существительным женского рода - она, к существительным среднего рода - оно.У имён существительных мы можем определить род. Для существительных этот признак является постоянным. Вспомним, как мы это делаем.

Соответственно, у местоимений он , она , оно определить можно род. Попробуем определить род у других местоимений.

Я , мы - так о себе могут сказать и мужчины, и женщины. Ты , вы - так в диалоге мы можем обратиться и к мужчине, и к женщине.

Следовательно, у местоимений 1-го и 2-го лица род не определяется.

Местоимение третьего лица они в речи может употребляться вместо существительных любого рода: они - дома, они - рыбы, они - платья.

Значит, у местоимений третьего лица во множественном лице род тоже не определяется.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это начальная форма личных местоимений .

Как и существительные, личные местоимения изменяются и употребляются с предлогами:

Я - у меня, ко мне, со мной.

Ты - для тебя, о тебе, за тобой.

Он - к нему, с ним, от него.

Мы - к нам, до нас, перед нами.

Вы - с вами, у вас, к вам.

§3. Местоимения в русском языке

Местоимений в русском языке немного, около семидесяти, но они используются нами в речи почти также часто, как имена существительные. В этом и состоит их загадочность.

Местоимения могут заменять в нашей речи не только имена существительные. Часто в речи мы используем такие местоимения: мой , твой , этот , тот , свой , такой , весь , каждый ,несколько и так далее. На уроках русского языка вы расширите и углубите свои знания об этой части речи.

Подведем итоги урока:

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, признаки, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются личными. Личные местоимения изменяются по лицам и числам. Местоимения третьего лица в единственном числе изменяются по родам.

ИСТОЧНИКИ

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?

Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

Личные местоимения в русском языке – это группа слов, которые в речи указывают на предметы (лица, явления), но не называют их. Личные местоимения отвечают на вопросы – Кто? Что?

Примеры личных местоимений в словосочетаниях : его вызвали к доске, мы читали книгу, о вас рассказывал учитель.

Личные местоимения. В речи указывают на ее объект – лицо, о котором идет речь. Местоимения 1 (я/мы ) и 2 (ты/вы ) лица обозначают участников речи. Местоимения 3 лица (он, она, оно / они ) указывают на лиц, которые в речи не участвуют.

Устаревшее личное местоимение оне использовалось для обозначения объектов речи женского рода (множественное число).

Изменяются личные местоимения в русском языке по лицам и числам, местоимения 3 лица единственного числа – еще и по родам, а также по падежам.

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

  • Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
  • Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
  • Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

Грамматические признаки личных местоимений

У личных местоимений грамматические категории лица и числа являются неизменяемыми признаками, падеж – изменяемым признаком. Морфологическая категория рода присуща только формам 3-его лица единственного числа.

Формы числа и лица личных местоимений приведены в таблице.

Единственное число Множественное число
местоимение значение местоимение значение
1-е лицо я указывает на лицо, которое осуществляет действие, на говорящего мы указывает на группу лиц, которые осуществляют действие, включая говорящего
2-е лицо ты указывает на лицо, к которому обращаются с речью вы указывает на группу лиц, к которым обращаются с речью, включая собеседника
3-е лицо Мужской род он указывают на лицо (предмет, явление), о котором идет речь они указывает на группу лиц (предметов, явлений), о которых идет речь
Женский род она
Средний род оно

Склонение личных местоимений

Единственное число Множественное число
И. п. я ты он, оно она мы вы они
Р. п. меня тебя его ее нас вас их
Д. п. мне тебе ему ей нам вам им
В. п. меня тебя его ее нас вас их
Т. п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П. п. обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них

Обратите внимание! Если местоимение 3-его лица употребляется с предлогом (но не с союзом), к форме присоединяется буква «н » (у него, о них, над нею) .

Синтаксическая роль личных местоимений

Обычно в предложении личные местоимения выполняют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

Примеры : Вы хорошо говорите по-французски (подлежащее). Мальчик принес его в корзинке (дополнение).

467. В самых разнообразных языках личное местоимение 3-го лица по своему происхождению является указательным, местоимением. В языках с трёхчленной системой указательных местоимений это обычно указательное местоимение третьей степени.

Во всех индо­европейских языках личное местоимение 3-голица есть по происхож­дению указательное местоимение. Так же обстоит дело, например, в турецком языке, где личное местоимение 3-го лица о (on) и указа­тельное местоимение третьей степени о (оа) - одно и то же слово-

468. В славянских языках личное местоимение 3-го лица также образовано от указательного: формы им., пад. ог указательного онъ, она, оно (указательное третьей степени), а косвенные падежи ог определённо-указательного местоимения а, я, е. Нет никаких осно­ваний думать, что форма им. пад. была также образована первона­чально от а, я, е и потом вытеснена по тем. или иным причинам местоимением онъ. Скорее всего причину. использования для имени­тельного и косвенных падежей местоимения 3-го лица разных указа­тельных местоимений нужно искать в семантико-синтаксических осо­бенностях именительного и косвенных падежей, с одной стороны, и самих местоимений - с другой; эти особенности пока не удаётся раскрыть с достаточной ясностью.

469. Из сказанного выше можно вывести заключение, что перво­начально было лишь два личных местоимения - 1-го и 2-го лица; это и. есть с о бет вен н о л и.чн.ы е местоимения. Местоимение 3-го лица, по происхождению указательное местоимение, лишь лрзд-

нее включается в систему личных местоимений. Это обстоятельство нужно поставить в связь с тем, что во многих языках 3-є лицо гла­голов первоначально выступает, как неоформленное, не имеющее своего особого личного окончания.

470. В связи с тем, что личное местоимение; онъ употреблялось в древнерусском и.в,значении указательного, мы встречаем довольно часто в древнерусских текстах и указательные местоимения сь и тъ не в качестве определения только; а в обособленной позиции под­лежащего,„причём на современный язык эти.местоимения лучше всего переводятся личным местоимением 3-го лица. В современном языке такое обособленное употребление указательных местоимений тот и этот в функции подлежащего крайне редко и * встречается лишь в особых.случаях,., обычно при противопоставлении; „Тот смеялся, а эгог плакал * и т.. п. Указанное употребление сь и тъ свойственно и старославянскому, языку; ср., например, из Остромирова евангелия; „къість теллввкъ пьсдтъ.отъ Е«га; -нмд eu«y Ноднъ; тъ приде къ сквдъ- мльсхвя:- „был человек послан от бога; имя ему - Иоан; он (а не тот) пришёл в свидетельство../ и др.

1 Примеры из древнерусского языка:

Аще кто матере не послушаетъ, в бѣду впадаетъ... се (=сь, имеется в виду Святослав) же к тому гнѣвашеся на матерь..." (Лавр., под 955 г.).

„Онъ же рече: не буди мнѣ възняти рукы на брата своего ста­рѣйшаго; аще и отець ми умре, то сь ми буди въ отца мѣсто" (Лавр., под 1015 г.).

„И прободоша Бориса, и слугу его, падша на немъ, прободоща с нимь. Бѣ босс (=сь) любимъ.Борисомъ* 1 , т. е. „был же он (слуга) любим Борисом" (Лавр., под 1015 г.).

„Яко же бо се нѣкто землю разореть, другый же насѣеть, инн же пожнуть... тако и сь: отець бо сего Володимеръ землю взора и

умягчи. .. сь же насѣя книжными словесы______ " (Лавр., под 1037 г.).

В Лаврентьевском списке род. падежом к сь выступала форма сего, но в Р. и А. списках поставлено его, чем и вскрывается понимание сь, как онъ.

„Кто болий въ васъ акъ же Федосии, послуіпьливый, кроткый, смѣреный: да сь будет вамъ игуменъ" - пусть он будет вам игуме­ном (Лавр., под 1051 г.).

К вопросу о генезисе собственно личных местоимений

471. Общее языкознание устанавливает, что личные местоимения по своему происхождению являются указательными местоимениями. Первое лицо - это обычно местоимение ближайшей ‘степени, первой степени „близости"; таким образом, „я", „мы"-это (генетически) ближайшее ко „мне", „нам" пространство, „здесь", в том числе и Я; мы; „ты®, „вы® это в основе местоимение второй степени, „то", „там", где находится ты, вы. Действительно, в некоторых языках 20Б

связь между указательным и личным местоимениями совершенно ясна, и пространственно-локативная основа личных местоимений выступает с чрезвычайной очевидностью. Тах, например, в японском языке личное местоимение апаіа-,вы“ ещё в X в. встречается в значе­нии „та сторона”; kochira, нередко употребляющееся в значении „я”, имеет собственно значение „эта сторона", „здесь". Так же об­стоит дело в турецком языке; ср. турецкое:

Личные местоимения отличаются здесь от указательных лишь че­редованием в корне, т. е. внутренней флексией.

472. Однако не везде так легко вскрыть связь между личными и указательными местоимениями. Это объясняется тем, что в эпоху образования личных местоимений существовало не одно, а несколько указательных местоимений первой степени, и личное местоимение

1- го лица могло возникнуть на основе такого указательного место­имения первой степени, которое впоследствии, при упрощении старой сложной системы указательных местоимений, потеряло своё специфи­ческое значение и сохранилось только в общелокальном значении. Возможно, что корневой элемент личного местоимения 1-го лица м сохранился в указательном мо в тамо, епмо, но это „ио имеет лишь общелокальное значение. Корневой элемент личного местоимения

2- го лица находит себе аналогию в указательном местоимении второй степени тъ, та, то. Но это и всё. Связи корневых элементов в (вы, вас) и и (нам, нас н др.) не поддаются пока выяснению. Связи их с указательными корневыми элементами в (овъ) и м (онъ) воз­можны, но значения совершенно не ясны.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций