Что такое автомобильный спик и чем он отличается от промсборки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Подала заявку на заключение с правительством России так называемого специального инвестиционного контракта (СПИК). Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к Фонду развития промышленности. Организация плотно сотрудничает с Минпромторгом и специализируется на финансировании инвестиционных проектов.

Собеседник «Газеты.Ru» в компании Mercedes косвенно подтвердил эту информацию, однако в пресс-службе российского представительства немецкой марки комментировать вопрос отказались. Представитель Минпромторга на вопрос не ответил.

Между тем такие данные подтверждают намерение компании в ближайшие годы создать предприятие по производству автомобилей Mercedes-Benz на территории России.

Но если раньше было непонятно, на каких условиях будет строиться сотрудничество предприятия с российским правительством, то уже исходя из первоначальных требований, которые содержат в себе СПИКи, можно строить первые предположения.

Право использовать бренд «Сделано в России»

Как пояснила «Газете.Ru» руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина, СПИК представляет собой один из инструментов реализации общей политики импортозамещения в России.

«Одна из задач этой политики состоит в том, чтобы как можно большее количество товаров получило статус «сделано в России», — сказала Шавшина. — То есть не страны происхождения, что достаточно сложно, а именно «сделано в России», что в отношении ряда продукции предусматривает менее жесткие условия, чем для подтверждения России в качестве страны происхождения.

Новое госрегулирование работает более лояльно в отношении продукции, которая производится под этим статусом.

Например, при соблюдении ряда условий можно участвовать в госзакупках, в поставках товаров компаниям с госучастием. Ведь там тоже есть тренд закупать только отечественное. Чтобы получить статус «сделано в России», есть три варианта, и СПИК — один из них. Компания может его подписать и, даже если еще не выполняет всех необходимых операций, авансом получить право использовать этот статус. Это то, на что в том числе, к примеру, претендует ».

Что представляют собой два других способа, Шавшина не уточнила.

В свою очередь, как объясняют в Фонде развития промышленности, СПИК — это соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства финансового инвестора реализовать свой проект на территории России.

Так, инвестор берет на себя обязательства по выпуску определенной продукции, а также по уплате налогов, достижению определенной степени локализации и так далее.

Условия контакта индивидуальны для каждой компании, как то размер уровня инвестиций и процент локализации, однако базовые требования остаются неизменными. Государство со своей стороны гарантирует сохранение условий бизнеса и различные меры стимулирования — налогового и субсидиарного характера.

В частности, речь идет об облегченном доступе к госзаказу, возможности стать поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИКа на внеконкурсной основе, неухудшении налоговых условий и возможности снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, а также об ускоренной амортизации основных средств производства.

В списке преимуществ также значится ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя.

«Правительство России вправе определить участника СПИКа единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд, — рассказала представитель Фонда развития промышленности Екатерина Сусленникова во время Московского международного форума автомобилестроения IMAF. — Для этого объем инвестиций должен превысить 3 млрд руб., а страной происхождения товара должна быть Россия, то есть должно быть подтверждение производства промышленной продукции в России».

Отметим, что при этом количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК в течение данного календарного года.

Первый контракт у компании Mazda

Напомним, что в начале сентября такой СПИК, как и председатель комитета автопроизводителей АЕБ и генеральный директор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер, подписали компания «Мазда Соллерс» и Минпромторг России.

Согласно контракту, инвестор дал гарантию инвестировать более 2 млрд руб. в организацию в 2018 году двигателестроительного производства мощностью 50 тыс. двигателей в год, в том числе локализацию ряда технологических операций по обработке базовых компонентов двигателей.

Срок действия СПИКа — до 31 декабря 2023 года. Также компания обязалась освоить выпуск обновленных версий автомобилей Mazda 6, Mazda CX-5 и автомобильных двигателей Mazda SkyActiv-G. В ходе реализации контракта будет создано не менее 609 рабочих мест. Со своей стороны в Минпромторге гарантировали неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства.

Однако о том, каковы объемы инвестиций, которые придется вложить Mercedes-Benz в Россию, пока оценивать сложно. Так, аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов в беседе с «Газетой.Ru» обратил внимание на то, что сначала нужно понимать хотя бы примерные объемы производства и глубину локализации, которые заложены в контракте.

«Если будет налажено производство полного цикла, то, конечно, понадобится существенный объем инвестиций, — говорит Беспалов. — Если на первоначальном этапе будет только сборка, то разговор уже совсем другой. Но я считаю, что Daimler заинтересован в том, чтобы вернуть себе доступ к госзакупкам, поэтому, скорее всего, речь будет идти о том, чтобы соответствовать необходимым для этого требованиям».

В свою очередь юрист адвокатского бюро А2 Елена Хафизова обращает внимание на то, что действие заградительных пошлин на импорт компонентов и собранных за пределами России автомобилей в теории должно стать отличным стимулом для роста объемов инвестиций в Россию.

«На первых порах, то есть в 2015 году, к СПИКам активно присматривались , Volvo, Volkswagen и Mazda, — говорит Хафизова. — Механизмы предоставления налоговых льгот в рамках СПИКа наиболее выгодны автопроизводителям с достаточно стабильным положением на российском рынке и низким уровнем локализации производства. Поскольку предприятия, работающие в рамках специальных инвестиционных контрактов, в первую очередь ориентированы на удовлетворение спроса на автокомпоненты на внутреннем рынке».

Тот факт, что подача заявок в Минпромторг со стороны автопроизводителей пока не носит массового характера, эксперт связывает с состоянием российского рынка новых автомобилей, которое вынуждает компании вести крайне осторожную инвестиционную политику, направленную на развитие производства и экспансию на внутреннем рынке.

Ранее сообщалось, что в 2014 году Mercedes-Benz участвовать в тендерах на закупки служебных машин для чиновников, поскольку руководство компании не подписало необходимое для этого соглашение о промышленной сборке в России с определенным уровнем локального производства.

Первые иностранные автосборочные производства, размещенные в нашей стране, работали в режиме промышленной сборки. Сегодня Минпромторг разработал для автомобилестроительной отрасли альтернативный вариант специального инвестконтракта (СПИКа) - типовой автомобильный СПИК.

Напомним, с 2005 по 2011 год автокомпании подписывали с правительством соглашение о промсборке в первой редакции – тем самым они взяли на себя обязательства по локализации производства. В рамках этого соглашения предусмотрен ряд функций, которые автопроизводитель должен был выполнить взамен на получение льготных условий работы. Так, в приложении к соглашению о промсборке автокомпании указывали перечень автокомпонентов, которые они ввозили на территорию России. Импорт комплектующих осуществлялся с пониженными ввозными таможенными пошлинами вплоть до истечения срока действия подписанного соглашения. При этом количество самих ввозимых импортных деталей должно было сокращаться с каждым годом.

Как заявили в Минпромторге, десять лет назад эта схема выглядела оптимальной. Но в начале текущей декады Минпромторг решил изменить условия промсборки, предложив автомобильным компаниям взять на себя обязательства не по сокращению перечня ввозимых в Россию автокомпонентов, а по достижению определенного процента уровня локализации производства. Процент высчитывался по формуле, в которой рублевая стоимость ввезенных автокомпонентов соотносилась с рублевой ценой выпущенного автомобиля. В начале работы этот процент мог равняться 30 процентам, но должен был быть поднят до 60-70% через несколько лет. Впрочем, для каждого автопроизводителя договор был индивидуальным.

Автопроизводители оказались «ушлыми» и стали использовать разнообразные лазейки, чтобы по-прежнему везти автокомплектующие из-за рубежа, а обязательство увеличения локализации игнорировать тем или иным способом.

И вот, наконец, Минпромторг решил поменять правила игры в пользу автомобильного СПИКа (специального инвестконтракта). Последний предполагает выработку единых требований для производителей автокомпонентов и автопроизводителей, взявших на себя обязательства по использованию российской продукции, содержащей так называемые «критические технологии».

Как сообщает агентство RNS , в рамках автомобильного СПИКа для предприятий автопрома будет увеличен минимальный необходимый порог инвестиций (сейчас он составляет 750 млн рублей). Будет также установлена определенная доля от выручки, которую необходимо будет вложить в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), установлен минимальный объем экспорта продукции.

Что касается господдержки автопрома, она будет направлена не на конкретных производителей, а на определенную инновационную продукцию, произведенную на территории России, с выполнением технологических операций - штамповки деталей кузова, сварки и окраски кузова, производства коробок передач и редукторов мостов (валов, шестерен и картеров), производства двигателей (блоков цилиндров, головок блоков, поршневой группы, коленчатых валов), производства систем управления и диагностики двигателя, трансмиссии, кузовной электроники, систем безопасности и помощи водителю, телематических систем, производства электромоторов и накопителей электроэнергии. Другими словами, правительство пытается заставить автопроизводителей вообще отказаться от импорта узлов и деталей в пользу их производства на месте.

Действующий механизм СПИКа предполагает вложение инвестором не менее 750 млн рублей в создание или модернизацию промышленного производства, контракт заключается на срок не более 10 лет. Государство со своей стороны обязуется предоставить стабильные налоговые и регуляторные условия для бизнеса и специальные федеральные и региональные меры стимулирования. Инвестору обещают не ухудшать налоговые условия с возможностью снижения ставки налога на прибыль до нуля.

Если большая часть узлов и агрегатов будет изготавливаться в России, цены на автомобили могут снизиться. Но некоторые автопроизводители, выступающие за сохранение режима промсборки, утверждают обратное. По их мнению, доля импортных запчастей останется высокой, а сами они подорожают. Обращение к российским поставщикам не поможет - часть автокомпонентов не производится в России. А если и производится, то вызывает нарекания (по качеству).

И все-таки СПИК пробивает себе дорогу в России. Из автопроизводителей специальный инвестконтракт уже заключили: «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» - на производство двигателей во Владивостоке, «Мерседес-Бенц рус» - на производство легковых машин в Московской области. Следующие «клиенты»: BMW - на производство автомобилей в Калининграде, Volvo Group – на производство автоматизированных трансмиссий в Калуге, Hyundai - на производство двигателей, «Даймлер КамАЗ рус» - на выпуск каркасов и кабин для грузовиков.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Выгоды для инвесторов СПИК

зам. директора департамента консалтинга АФ «АВУАР»

Специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) введены федеральным законом «О промышленной политике в РФ». Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК.
Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки).
Механизм действия в рамках СПИК в Челябинской области определен и регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 №708 «О специальных инвестиционных контрактах (СПИК) для отдельных отраслей промышленности» и Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область»
Промышленное предприятие может заключить следующие типы СПИК:
- создание или модернизация промышленного производства;
- освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ;
- внедрение наилучших доступных технологий (реализация по факту разработки и публикации 43 справочников НДТ на сайте РОССТАНДАРТ).
Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием РФ составляет 750 млн. руб.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием региона составляет 350 млн. руб.
Какие выгоды получает инвестор от заключения СПИК:
- во-первых, это стабильность налоговых и регуляторных условий бизнеса;
- во-вторых, специальные для участников СПИК федеральные и региональные меры стимулирования.

В частности, при заключении СПИК инвестору предоставляются:

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ:
- не ухудшение налоговых условий;
- возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль;
- возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов (на имущество; на землю и др. в зависимости от регионального и муниципального законодательства)
Налоговые меры стимулирования в рамках СПИК осуществляются в зависимости от стороны контракта – с участием РФ или с участием региона / муниципального образования, а именно:
1.1. Заключен СПИК с участием РФ:
1.1.1. Неприменение положений законодательства о налогах и сборов, ухудшающих условия участников СПИК:
- до даты окончания срока действия СПИК;
- до даты окончания сроков действия налоговых ставок, льгот, порядка исчисления, сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения СПИК.
1.1.2. Возможность применения коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, включенных с 1 по 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК
1.1.3. Возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0% (Применение льготной ставки возможно только для инвесторов, заключивших СПИК с РФ и субъектом РФ).
Пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, возможна при соблюдении следующих условий:
- доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК;
- не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;
- регистрация юр.лица в РФ – отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;
- неприменение специальных налоговых режимов;
- инвестор не является: участником консолидированной группы налогоплательщиков; некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП / участником / правопреемником участника реализуемого РИП

1.2. Заключен СПИК с участием региона / муниципального образования
1.2.1. Возможность снижения размера налоговой ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, до 13,5%
1.2.2. Возможность освобождение от уплаты налога в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, которое создается, приобретается, реконструируется и модернизируется в ходе реализации СПИК

2. СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (в рамках приказа Минпромторга России от 12.11.2015 №3568).

3. УПРОЩЕННЫЙ ДОСТУП К ГОСЗАКАЗУ. Возможность получения статуса единственного поставщика продукции, произведенной в рамках СПИК (участие в госзакупках на внеконкурсной основе) (ФЗ от 03.07.2016 № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В течение 60 календарных дней с даты заключения СПИК, включающего данную меру, разрабатывается проект акта Правительства РФ об определении участника СПИК единственным поставщиком
3.1. Заключен СПИК с участием РФ
Правительство РФ вправе определить участника СПИК единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд.
Для этого необходимо соблюсти следующие условия:
- СПИК заключен с РФ;
- объем инвестиций превышает 3 млрд. рублей;
- производство товара в РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
- страной происхождения товара является РФ (приказ Минпромторга России от 12.11.2015 № 3568 во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719)
Отлагательные условия:
а) количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК, в течение данного календарного года
б) ответственность производителя товара за превышение указанного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет 50% стоимости такого превышения
в) обязанность производителя формировать и размещать в единой информационной системе отчет о соблюдении требований подпункта "а" настоящего пункта ФЗ от 03.07.2016 № 365 вносит изменения в Земельный Кодекс РФ

4. АРЕНДА ЗЕМЛИ. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для участников СПИК заключается без проведения торгов.

5. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 16.05.2016 №416, №417, №418, №419, №420, №421)
Субсидии для предприятий сельскохозяйственного и специального машиностроения
5.1. Компенсация затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств (до 90% затрат на производство техники и поддержку гарантийных обязательств за вычетом затрат на оплату труда, электроэнергию)
Требования:

- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации;
- производитель использует НИОКР по гос. контракту с Минпромторгом России

5.2. Компенсация части затрат на содержание рабочих мест (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации в соответствии с требованиями ПП РФ от 17.07.2015 № 719 или иных нормативных правовых актов

5.3. Компенсация части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации.

6. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 27.12.2012 №1432)
Программой предусмотрено возмещение затрат производителей с/х техники на ее реализацию покупателям и лизинговым компаниям со скидкой 15-20% цены продукции (реализуется Минсельхозом России)
Размер субсидии:
- 15% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники;
- 20% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники (в случае реализации с/х техники производителями Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области). Предельный размер субсидии на единицу техники определен Приложением к ПП РФ от 27.12.2012 №1432
Требования к производителям:
- юридическое лицо, налоговый резидент РФ не менее 3 лет, осуществляющее производство с/х техники;
- наличие прав на конструкторскую и технологическую документацию;
- наличие соглашений с расположенными не менее чем в 40 субъектах РФ сервисными организациями по техническому обслуживанию техники. Данное требование относится к тракторам, зерно- и кормоуборочным комбайнам o производитель осуществляет на территории РФ технологические операции, согласно ПП РФ №1432
Исключения в части соответствия технологическим операциям, согласно ПП РФ №1432:
- с/х техника, разработанная в результате выполнения НИОКР, осуществленных по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России;
- с/х техника, произведенная в рамках СПИК, заключенного в установленном порядке с Минпромторгом России и предусматривающего выполнение требований по поэтапному достижению уровня технологических операций, осуществляемых на территории РФ (ПП РФ №719)

7. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ от 26.04.2017 №496)
АО «Российский Экспортный Центр» – агент Правительства РФ по вопросу о предоставлении субсидий, действующий на основании договора с Минпромторгом России.
Требования:
- организация относится к отрасли автомобилестроения, сельхозмашиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения;
- получатель субсидии – производитель или аффилированное лицо, осуществляющее поставки;
- получатель субсидии – юр. лицо, зарегистрированное в РФ;
- понесены затраты по контрактам на поставку продукции;
- транспортировка осуществлялась: не ранее 1 октября года, предшествующему текущему финансовому, от пунктов отправления в РФ автотранспортом экологического класса не ниже 3-го / ж/д транспортом / водным транспортом / своим ходом o в уставном капитале доля юр. лиц, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, не превышает 50%
Размер субсидии зависит от коэффициента субсидирования:
- 0,8 – коэффициент применяется в случае если организация:
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (за исключением организаций автомобилестроения);
заключила СПИК с РФ o осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств;
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств* и имеет соглашение о промсборке;
 представляет в отношении товара (кузовов, узлов и агрегатов моторных транспортных средств и автомобильных компонентов) документ о его происхождении в РФ (сертификат о происхождении товара) o является стороной действующего соглашения о промсборке
- 0,6 - коэффициент применяется в случае если организация автомобилестроения:
 осуществляет либо по состоянию на 1 января 2015 г. осуществляла производство колесных транспортных средств, их узлов и агрегатов и (или) автомобильных компонентов в соответствии с соглашением о промсборке;
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ)

8. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 06.02.2016 г. № 81). ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА

Регуляторная мера стимулирования для организаций, включенных в Реестр крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов (Реестр).

Условия включения в Реестр:

8.1. Соответствие требованиям Приложения 1 приказа Минпромторга России от 18.02.2016 № 406:

Производитель является налоговым резидентом РФ и осуществляет производство самоходных машин и прицепов не менее N лет;

Наличие прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее N лет;

Наличие в РФ сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;

Осуществление в РФ N производственных операций.

8.2. Наличие самоходных машин и (или) прицепов, разработанных в рамках НИОКР по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России

8.3. Производство самоходных машин и (или) прицепов на базе самоходных машин и (или) прицепов, изготовленных организацией, включенной в Реестр

8.4. Производитель заключил СПИК с РФ в сфере производства самоходных машин и (или) прицепов

8.5. Производство в РФ не менее 3х лет с использованием сырья, материалов, компонентов, узлов и агрегатов, произведенных в ЕврАзЭс, и наличие соглашений с сервисными центрами, сотрудничающими с производителями не менее 1 года, не менее чем в 40 субъектах РФ

Механизм заключения СПИК с участием РФ следующий:

Шаг 2. Минпромторг России при участии ФРП готовит предварительное заключение и согласовывает его со структурными подразделениями Минпромторга России, региональными ОИВами.

Шаг 3. Межведомственная комиссия (МВК) рассматривает проект и принимает решение о возможности заключения СПИК, его основных параметрах

Шаг 4. Минпромторг России при участии ФРП готовит проект СПИКа, согласовывает со структурными подразделениями Минпромторга России и Минфином России

Шаг 5. Инвестор и Минпромторг в случае согласия инвестора подписывают СПИК.

Механизм заключения СПИК с участием Челябинской области предусмотрен Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область».

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров отметил: «Челябинская область в числе первых субъектов РФ утвердила порядок заключения и реализации специнвестконтрактов. Это новая мера стимулирования промышленности, нацеленная на увеличение инвестиционной активности предприятий и создание новых производств, которая не требует дополнительного финансирования из областного бюджета».

В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.

Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.


Государство и бизнес: трудности перевода

Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ " ", а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 " ". Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются "бюрократических проволочек", ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.

Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 " "), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.

Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на "новый этап инвестиционного проекта", а также предусматривать участие в проекте "привлеченных лиц". Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.


Новые требования к СПИК

Предъявляемые требования к "новому этапу инвестиционного проекта" в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Кто такие "привлеченные лица"?

Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.


Этапы заключения контракта

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
  • сведения о характеристиках промышленной продукции;
  • план-график реализации инвестиционного проекта;
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.

В целом, изменения, внесенные в , теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.

Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.


Как добиться согласования СПИКа

Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.

Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.


Что делать, если инвестор передумал?

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии