​Чингисхан – великий завоеватель и основатель Монгольской империи. Великий Чингисхан: как жил и кого смог завоевать основатель Монгольской империи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Образование Монгольского государства

Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов. Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.

Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках. В тексте "Старой истории династии Тан" ("Цзю Тан шу") сказано: "Шивэй - особый род киданей. Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника? - Е.К.) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами. Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних животных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй..." Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.

В "Новой истории династии Тан" ("Синь Тан шу") имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительного человека.

Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шнурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей - их было мало - пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в "Цзю Тан шу".

Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль-Тегина в 731-732 гг., затем - в китайских текстах IX в.

История собственно монгольских племен Х-ХI вв. - это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязычных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.

Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или междоусобные войны.

Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, "над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности - Эргунэ-Кун. Значение слова кун - „косогор", а эргунэ - „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"". Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону. "И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился".

Прародительница Чингис-хана , Алан-Гоа, родила пятерых сыновей.

Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое - после его смерти. Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были "отмечены печатью небесного происхождения". Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал cвой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной "Алтан Тобчи", сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.

В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища - квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в Х-ХI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.

Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в Х в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено "Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области", центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски - Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.

После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами.

К середине XII в. относится появление первого монгольского государства - Хамаг монгол улуса ("Государства всех монголов"). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй, и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125 г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-сольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.

К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).

Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзуюань хуанди. Он объявил свой девиз царствования - Тянь-син, или "Расцвет, дарованный Небом". Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или "князь государства", Аоло ответил отказом.

Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В "Тайной истории" о Хабул-хане сказано: "Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган". Амбагай-хаган имел титул "всенародного кагана и государя улуса". Монгольское улусун эджен, "государь улуса", если и не соответствовало китайскому хуанди, "император", то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу ("государь государства"). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана "монгольским ханом", "государем и правителем своих племен и подчиненных". Древние монгольские правители носили сяньбийско-жуаньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.

Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана . От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана. Все вместе это были "природные" монгольские ханы, или хаганы.

В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина - Чингис-хана Тумбинай-сечена.

Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160 г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.

После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола. Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток найманами. Здесь они в значительной степени оказались монголизированными. Кереиты были христианами несторианского толка.

Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие - тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, "люди лесов".

Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве - верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут.

Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо-племенным, обществом "военной демократии" и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол - рабы-мужчины, индже - рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу - пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, "пасли его коней", рабы Тоорил-хагана кереитского "пасли верблюдов и овец". Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. "Если раб не предан хозяину, - поучал Чингис-хан , - убить его".

Среди людей лично-свободных были люди богатые - баян и бедные - ядагу хувун. Они делились на людей своего урука - потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей - джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных - сайн хувун и простолюдинов - карачу. Среди благородных выделялись "золотые роды", природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов - аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, "китайско-алтайские", титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Темучжин - Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника. Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы: мерген ("отличный стрелок из лука"), сечен ("мудрый"), баатур ("богатырь"), бука ("силач"), бильге ("мудрый") и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.

"Улус" как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, "народ, образующий государство-владение", и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса. Поэтому столь большое значение имело понятие "собрать улус". Во главе улуса, как правило, стоял хаган. Его опорой были его урук, сородичи, происходившие от общего мужского предка (свойственники, родня по бракам составляли другую группу - худа), и нукеры, дружина хагана (нукер - букв. "друг"), его гвардия. Нукеры управляли ставкой хагана (позже - орда), его сородичами - уруком, командовали гвардией хагана и его воинскими формированиями. Воинами руководили так называемые лучники и носители сабель. Из числа нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами овец, конскими табунами и т.п., люди, которые управляли перекочевками. При хагане имелись конюшие, кравчие, черби (люди, ведавшие прислугой и домашними людьми хагана). Источники позволяют выделить в улусе XII в. три группы должностных лиц: тех, кто управлял ставкой хагана, тех, кто командовал его вооруженными силами, и тех, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.

Вы одиноки и вам желалось бы расслабиться очаровательным трахом с приятными индивидуалками? Только индивидуалки Оренбурга постоянно принимают звонки и будут рады осуществить все ваши желания в кровати.

как показатель монгольско-китайской культурной интерференции

Столица государства всегда больше чем просто город. Провинциальный город, будь он богатым торговым и ремесленным центром или позабытым Богом и людьми дальним форпостом, развивается по вполне понятным, естественным законам - его размеры, форма, количество и качество общественных зданий зависят, прежде всего, от возможностей и представлений местной администрации и населения, от функций, которые город выполняет, и окружающего ландшафта. Столица же, помимо этого, призвана воплощать в себе самую суть государства, что накладывает на неё особый отпечаток. Столица зачастую не только место пребывания правителя и двора, не только витрина для иностранных послов, которые, побывав в ней, должны отнести своим правителям рассказы о мощи и величии соседа. Столица часто является едва ли не единственным местом, одинаково чуждым для всех подданных империи, узлом, объединяющим провинции в империю - как в административном и экономическом, так и в идеологическом ключе. Поэтому столица может быть далеко не самым интересным городом для изучения той или иной цивилизации и культуры - но самым продуктивным для изучения государства и политической идеологии, которой пытались следовать его правители.

В первые годы существования Монгольской империи, в правление Чингис-хана (1162-1227, провозглашён великим ханом в 1206 г.), резиденция великого хана, по всей видимости, была типичной ставкой кочевого правителя - он не был склонен связывать себя постройкой зданий, и, вероятно, не считал это нужным и достойным правителя монголов . К тому же, на долю основателя империи пришлось не так уж много спокойных лет, когда он не был занят войнами и походами. Однако уже в правление его сына Угэдэя (1186-1241, великий хан с 1229 г.) влияние представителей оседлых народов, вошедших в состав империи, на пра-вящую прослойку кочевников значительно усилилось, следствием чего, в частности, стало начало строительства в 1235 г. города Каракорума , провозглашённого столицей империи (см. ).

Обширная долина Орхона, на которой расположен Каракорум, питаемая множеством рек и ручьёв, стекающих с лесистых склонов Хангая, предоставляет в высшей степени благоприятные условия для кочевников. Эти места, которые тюрки называли Отюкен (или Отюкенская чернь) были ритуальным и экономическим центром целого ряда кочевых империй. Согласно династийной истории Чжоу шу 周書 («История [Северной] Чжоу»), здесь постоянно пребывал каган Первого Тюркского каганата (551-630), здесь же под его руководством проводились регулярные жертвы и моления предкам каганского рода и Небу (см. ); здесь была ставка правителя Восточнотюркского каганата (689-745) (см. ) и столица пришедшего ему на смену Уйгурского каганата, Орду-балык, разрушенная киргизами в середине IХ в.

Происхождение названия первой монгольской столицы представляет собой отдельную научную проблему (подробнее см. ), однако наиболее вероятным, как кажется, является предположение, что оно произошло от уйгурского топонима (по-тюркски «Кара-корум» означает «чёрные горы/камни»), видимо, обозначавшего Хангайские горы, с которых стекает р. Орхон. Слово Каракорум не монгольского, а тюркского происхождения, что, скорее всего, является свидетельством огромного влияния, которое имели при дворе Угэдэя уйгурские советники, убедившие его, что столицу необходимо разместить неподалёку от руин Орду-балыка, а не в родных местах Чингис-хана, близ Онона и Керулена.

Несмотря на своё расположение в сердце традиционных кочевий, Каракорум был не только дворцом хана, желающего приобщиться к оседлому комфорту, окружённым жилищами гвардии и необходимой обслуги, а ещё и довольно крупным торговым и ремесленным центром, что окончательно доказали раскопки 1948-1949 гг., проведённые экспедицией под руководством С.В. Киселёва . Невысокие городские стены (вал в толщину не превышал 2-2,5 м, сверху тянулся плетневый палисад, обмазанный глиной, всё вместе в высоту вряд ли превышало 4-5 м; см. ), призванные скорее обозначать городскую границу, нежели обеспечивать городу реальную защиту, огораживали значительную территорию, представляющую собой неправильный четырёхугольник, ориентированный по странам света, несколько сужающийся к югу. С севера на юг протяжённость города превышала 2 км, с запада на восток составляла около 1,5 км (см. ). Дворец Угэдэя находился в юго-западном углу города, был обнесён такими же невысокими стенами, как и весь город, и представлял собой правильный квадрат 255 на 225 м (см. ), т.е. занимал не слишком значительную часть городской площади . Остальная часть города, судя по результатам раскопок, была довольно густо заселена. У восточных ворот, к которым примыкало предместье, найдены обломки жерновов и молотильных камней, что говорит о том, что здесь жили люди, занимавшиеся земледелием, в разных концах города найдены плуги и жернова (см. ). Создатели города явно желали, чтобы он хотя бы частично обеспечивал себя продовольствием, впрочем, нам известно, что город всё равно сильно зависел от поставок зерна из Китая. От центра города к восточным воротам вела улица, сплошь обстроенная домами. Судя по особенно частым находкам в этом районе города монет, здесь размещались торговые лавки (см. ). По сообщениям Гийома Рубрука, в городе было две главных улицы, вдоль одной из которых жили мусульмане, в основном торговцы, а вдоль другой - китайцы, которые преимущественно занимались ремеслом; в нём было двенадцать языческих храмов разных народов, две мечети и одна несторианская церковь (см. ). По данным раскопок, в центре города, на пересечении двух главных улиц, находились ханские мастерские, весьма активно функционировавшие. В этом месте за свою недолгую историю город успел сформировать необыкновенно богатый культурный слой, толщиной до 5 м. Нижний горизонт, соответствующий времени основания и высшего расцвета города, очень насыщен находками, свидетельствующими об активном металлообрабатывающем производстве, на сравнительно небольшом участке найдено до десяти металлургических горнов и множество изделий, особенно много массивных втулок к осям телег, походных котлов на ножках, стрел и сабель (см. ). Всё это свидетельствует о том, что промышленные мощности Каракорума активно использовались при подготовке к дальним походам монгольских армий. Лабораторные исследования показали, что чугун, использовавшийся в ряде изделий, требовал для плавки очень высоких температур, порядка 1350°, которые достигались с помощью сложной системы механических мехов, приводимых в действие водой, поступавшей по каналам из р. Орхон, остатки этой системы найдены в крупной металлургической мастерской в центре города (см. ). В верхних слоях, когда город уже утратил свои столичные функции, преобладают следы весьма разнообразного керамического производства (см. ). На всей территории Каракорума сделано много находок привозных вещей (фарфора, зеркал, шёлка), которые, как и большое количество найденных монет, говорят о широком распространении торговли (см. ). Остатки зданий группируются в основном вдоль двух главных улиц, остальная часть города почти не застроена - видимо, там стояли юрты (см. ). Несмотря на значительное население, дворцы и мастерские, Каракорум всё же был городом кочевников, со всеми противоречиями, которые порождал этот несколько парадоксальный статус.

Однако, находясь в сердце степи, Каракорум был очень зависим от поставок зерна из Китая, которым обеспечивать себя самостоятельно его население, конечно, не могло, и этому суждено было сыграть роковую роль в его судьбе. В 1260 г. Хубилай (1215-1294) был провозглашён великим ханом (см. ). Его младший брат Ариг-Буга, также провозглашённый великим ханом при поддержке части монгольской знати, недовольной явной склонностью Хубилая к китайской культуре, занял Каракорум, но это ему не помогло: Хубилай приказал прекратить поставлять в столицу зерно, поэтому вскоре там начался голод (см. ), Ариг-Бога оставил Каракорум и вскоре был побеждён.

После потери статуса столицы Каракорум стал быстро терять население и ветшать . В нём была размещена ставка военного губернатора северных провинций, сюань-вэй сы 宣慰司 (Управление всеобщего успокоения) (см. ). Во время войны Хубилая и Кайду (1230-1301) и связанной с этим смуты Каракорум неоднократно переходил из рук в руки, в 1295 г. был разграблен и сожжён императорской армией (см. ), а в 1312 г. переименован в Хэнин 和寧 (Гармония и мир) (см. ): вероятно, к этому времени тюркское название уже не употреблялось, переименование было основано на китайском варианте, Хэлинь 和林. После падения династии Юань в 1368 г. сын последнего императора Тогон-Темура, умершего в 1370 г. в юго-восточной Монголии, пытался закрепиться в Каракоруме, но не преуспел - город, скорее всего, уже почти заброшенный, был взят минскими войсками и сожжён (см. ).

Начало изменений в государственной идеологии Великого монгольского государства, которое всё больше стало отходить от кочевых степных традиций и превращаться в чиновную империю китайского толка - империю Юань (подробнее об этом см. ), неразрывно связано с именем Хубилая.

Около 1251-1252 г. Хубилай был назначен ответственным за управление северокитайскими провинциями империи (см. ). В 1256 г. он решил обзавестись собственной резиденцией поближе к Китаю и поручил своему советнику Лю Бин-чжуну 劉秉忠 (1216-1274) найти, исходя из принципов китайской геомантии (фэн-шуй 風水), благоприятное место, разработать план города и выстроить его, что и было сделано. Новый город, названный Кайпином 開平 (Начало спокойствия), был построен в степях в 275 км к северу от совр. Пекина, неподалёку от озера Долон-нор (в 25 км к северо-западу от совр. г. Долунь на юго-востоке Внутренней Монголии). Незадолго до переноса столицы из Каракорума в Даду (см. ниже), летом 1263 г., город был переименован в Шанду 上都 («Верхняя столица») и вплоть до конца правления династии сохранял статус летней столицы. Проводя в нём наиболее жаркие летние месяцы или кочуя в его окрестностях, император принимал представителей монгольской знати в привычной для них кочевой обстановке, пусть и сказочно роскошной.

Оба варианта названия города использовались монголами, что отмечено, по крайней мере, в хрониках XVII в. (см. ). Встречается композитный вариант Кейбтинг-Сангду GEUbdieit seeIdO, но чаще всего используется только второе название, возможно, потому, что оно звучало не вполне чуждо для монгольского уха - шанд ZeeIda, согласно словарям, переводится как «ложбина, где подпочвенная вода находится очень близко к поверхности земли, ключ, колодец в ложбине» .

О Шанду нам известно гораздо больше, чем о Каракоруме. Население города, по данным Юань ши («История Юань») было весьма велико и составляло 118 191 человек (41 062 семейства) (см. ); дворцы Шанду подробно описаны Марко Поло, который, судя по всему, неоднократно бывал там (см. ) . В 1359 г. город был разграблен и сожжён восставшими китайскими крестьянами, в 1369 г. взят минскими войсками и оставлен ими в руинах. Город очень хорошо сохранился до наших дней , так как после падения династии Юань и разрушения минскими войсками он пришёл в упадок и в 1430 г. был окончательно заброшен - город остался на территории, неподконтрольной Китаю, а монгольским кочевникам, для которых ХV в. оказался одним из самых тяжёлых периодов хаоса и отсутствия почти любых форм государственности в их истории, город в степи был не нужен. Первые археологические исследования го-рода были проведены японскими учёными во времена существования Маньчжоу-го (см. ), впоследствии масштабные работы были предприняты учёными университета Внутренней Монголии в 1956 и 1973 гг. (см. ).

Шанду (см. рис. 1 ) сориентирован по странам света, представляет собой два обвода стен, причём меньший обвод находится в юго-восточном углу большего. Внешний обвод - правильный квадрат с длиной стороны ок. 2200 м, ширина глинобитных стен у основания составляла ок. 10 м, к верху они сужались до 2 м, высота достигала 5 м. В городе было 7 ворот - по двое в северной, восточной и южной стенах, одни в западной стене, снаружи ворота были защищены дополнительными укреплениями, в северо-западном и юго-западном углах обнаружены следы городского рва шириной ок. 25 м.

Внутренний обвод также представляет собой квадрат с длиной стороны 1400 м, в стенах прорезано шесть ворот - по двое в западной и северной стене и по одним - в южной и восточной (эти ворота - общие с большим обводом). Все ворота снабжены внешними укреплениями. Толщина стен у основания - ок. 12 м, у вершины - ок. 2,5 м, высота - ок. 5-6 м. По четырём углам малого обвода возведены угловые башни, через каждые 150 м на стенах устроены расширения-платформы, на которых, возможно, стояли деревянные башни, где могли укрываться стрелки.

Внутри малого обвода существовало своё внутреннее деление. В центре него, ближе к северу, расположены ещё одни глинобитные стены - прямоугольник 570 м (Е-W) на 620 м (N-S), снаружи облицованный кирпичом. Эти стены были столь же мощны и высоки, как и во внешних обводах, по четырём углам прямоугольника были возведены башни. Во всех стенах, кроме северной, были прорезаны ворота. Этот обвод стен представлял собой собственно дворец императора. Западные и восточные ворота связаны широкой улицей, такая же улица идёт от южных ворот, они образуют Т-образный перекрёсток в центре комплекса. К северу от перекрёстка была обнаружена глинобитная платформа размером 60 на 60 м, высотой 3 м. Со всех сторон, кроме южной, восьмиметровая полоса территории, прилегающей к платформе, вымощена кирпичом, с юга к углам платформы примыкали два меньших здания. Судя по всему, это был тронный зал, главное дворцовое здание. С обеих сторон улицы, ведшей от южных ворот, были обнаружены две платформы 50 м (Е-W) на 20 м (N-S), высотой 5 м, - видимо, это были своего рода въездные павильоны, фланкирующие парадный въезд во дворец.

В меньшем обводе стен, своего рода «городе чиновников», примыкающем к дворцу, размещались культовые и официальные здания. Основными транспортными артериями были две широкие улицы - одна из них, имевшая в ширину ок. 25 м, вела от южных ворот к южным воротам дворца, вторая, шириной ок. 15 м, связывала южную пару ворот на восточной и западной стенах и пересекала первую несколько южнее парадных ворот дворца. Подобные магистрали отходили и от северных ворот восточной и западной стен, но они упирались в стены дворца. Между этими, наиболее широкими «проспектами» была проложена довольно частая сеть более узких, прямых улиц, пересекавшихся под прямым углом.

Самый большой обвод стен города не был однороден - часть его, находившаяся севернее «города чиновников», была отделена глинобитной стеной, причём попасть в эту северную часть можно было только из «города чиновников». На всей территории этой части не обнаружено никаких следов строений, кроме большого вымощенного камнем двора (350 м вдоль оси Е-W на 200 м вдоль оси N-S) в центре. Археологи предполагают, что на севере города мог размещаться императорский парк, в котором император при желании мог устанавливать юрты для себя и своих приближённых. Парки такого размера не отмечены ни в одной из известных нам китайских столиц.

Остальная часть города, несколько меньше четверти общей площади, представляла собой место обитания горожан. В этой части было три основных, наиболее широких (ок. 20 м) улицы, две из них шли в направлении восток-запад и выходили - одна к западным городским воротам, другая - к южным воротам западной стены «города чиновников»; третий «проспект» шёл на север от южных городских ворот. Эти улицы образовывали крупные кварталы, прорезанные более узкими улицами, на территории этой части города найдены места нахождения домов простолюдинов, а также мастерских. Следы ремесленного производства и рынков обнаружены и вне городских стен.

Таким образом, Шанду не слишком отступал от китайской градостроительной традиции, хотя, в значительной степени, это был дворец с прилагающимися к нему системами обеспечения, в котором та часть, на которой жили горожане, представляла собой не слишком большую часть городской территории . Единственным элементом, выбивающимся из рамок традиции, можно считать огромный парк в северной части города, занимавший почти треть города, - своеобразная дань степному прошлому правителей. По всей видимости, Хубилай, несмотря на интерес к китайской культуре и вкус к оседлому комфорту, не представлял себе жизни без возможности кочевать, пусть и по парку, окружённому стенами. К тому же, такие пустые пространства внутри городских стен характерны для более поздних городов, которые возводили монголы, - зачастую в них не было капитальных строений, кроме собственно стен, храмов и нескольких скромных дворцов, а остальное пространство отводилось под установку юрт для непостоянного - и привычного к такому образу жизни - городского населения. Целые кварталы юрт есть и в современном Улан-Баторе. Так или иначе, Шанду представляет собой хорошую иллюстрацию той постепенной трансформации, которую претерпевала Монгольская империя в это время: её правители уже не мыслили свою жизнь без комфорта городской оседлой жизни, но, в то же время, ещё не могли полностью оторваться от своих кочевых корней. В 1260 г. Хубилай был провозглашён в Кайпине великим ханом (см. ), в 1264 г. столица была официально перенесена из Каракорума в Китай, в район современного Пекина, и получила название Даду 大都 (Великая столица).

Потому что они сделали некоторые выдающиеся вещи, которые никогда не были сделаны раньше, и никогда не были сделаны с тех пор. В течение десятилетий они стали непобедимой сверхдержавой. Вы будете очень удивлены, но монголы были также великие инженеры и чрезвычайно хорошие ученики, которые изменили мир больше, чем любая другая империя. Много людей имеют весьма устаревшие стереотипы относительно монголов. Ведь их часто представляют, как людей на лошадях с луками и стрелами. Однако что бы вы сказали, если кто-то в 2700 году опишет Британскую империю лишь как людей с мушкетами и Юнион Джеком, носящими красный китель? Или Арабскую империю, как людей с мечами на лошадях, воспевающими Аллаха? Или США как сверхдержаву, сбросившую атомную бомбу во время просмотра фильмов Адама Сэндлера?

Красный цвет показывает рост Монгольской империи. Позже она распалась на несколько частей, которые обозначены желтым, зеленым и фиолетовым цветом.

Военная доблесть монголов

В отличие от Гитлера, Наполеона и многих других, у монголов было мало проблем с захватом Руси. Монголам нравилось нападать зимой, ведь их лошади могли спокойно бежать по льду реки без необходимости наведения мостов. В то время, как афганцы могли сопротивляться американцам, СССР и англичанам, они не смогли избежать завоевания монголами. Китай никогда не был под властью внешних сил до тех пор. Арабская империя процветала, а Багдад был величайшим городом в мире. До монголов, конечно. А индийцы едва смогли избежать нападения орды Чингисхана.

У тевтонских рыцарей-крестоносцев не было чем ответить монголам, как и различным племенам Юго-Восточной Азии. Не имеет значения, были ли вы суперразвитой цивилизацией или полностью кочевым народом — всё равно вы проиграли бы монголам. Монголы могли наступать в холодной Сибири и жаркой Аравии. Их не волновало, если они скакали по обширным степям Азии или глубоким тропическим джунглям Бирмы. Они могли спокойно пересекать рисовые поля Китая, Гималаи, как будто это был какой-то холм местного значения, и даже организовывать морские атаки.

Если враги наступали фалангой, монголы уничтожали их стрелами. Если враги распылялись, монголы преследовали их на лошадях. Они легко преодолевали вражеских лучников, кавалерию и мечников. Словом, не было ни одной технологии, ни одной военной стратегии, которая могла бы достичь успеха против монголов.

Не только грубая сила, но и колоссальная империя

Говоря о монголах, многие представляют себе устаревшую, часто расистскую картину несколько грубых и кровавых «варваров», которым просто повезло. Однако в последнее время историкам стали известны довольно интересные факты о них, чтобы воздать им должное уважение. Давайте смотреть правде в глаза: нет ни одной сверхдержавы или империи, у которой было бы меньше крови на руках. Монголы на самом деле были очень открыты к инновациям. Будучи мастерскими инженерами, они использовали все технологии, известные в ту пору человеку, в то время как их конкуренты были слабы и упрямы. В то же время монголы не переставали обучаться. Развитие многих технологий в мире (в том числе распространение пороха, бумаги и печатного станка в большинстве стран Европы) произошло, как прямой результат их завоеваний. Короче говоря, они помогли значительно сформировать мир, в котором мы сейчас живем. Монголы были свободны от груза какой-либо идеологии и вероисповедания. В этом смысле, они были намного лучше любой европейской колониальной державы.

Другие достижения монголов

Чингисхан принес систему письма в Монголию, которая до сих пор используется многими монголами. Монгольская империя освободила учителей от налогов, что привело к большому распространению печати во всей Восточной Азии. Они также помогли росту образованного класса в Корее. Монголы построили впечатляющую международную почтовую систему через огромную часть Евразии под названием Ям (маршрут), эффективность которой была проверена следующими пятью веками. Они начали создавать стандартизированные банкноты и бумажные деньги за столетия до того, как это сделали в Европе.

У монголов была фантастическая «зона свободной торговли», в которую входила большая часть известного мира. Торговля процветала, так как купцы путешествовали, не беспокоясь о грабежах. Экономика процветала. Именно в это время Марко Поло и другие европейцы смогли посетить Азию. В эпоху религиозных войн монголы построили империю религиозной терпимости, которая охватила почти все известные религии: ислам, христианство, буддизм, конфуцианство. Китайские науки, астрономия, медицина, машиностроение и математика начали взрывообразно развиваться в эпоху монголов, так как ханы понимали значение науки. Среди величайших ученых той эпохи Го Шоуцзин и Чжу Шицзе. Монголы также создали высокоточный календарь. Искусство и театр процветали в эпоху Юань в Китае. Сюда были привнесены различные европейские достижения в области стекла и музыкальных инструментов.

Монголы имели постоянную жажду знаний и были очень способными учениками. Они также распространяли свои знания в различных культурах, что вызвало взрыв идей. Как и у всех великих империй мира, у них было много крови на руках. Тем не менее, их вклад в человеческое существование из-за взрыва идей в сферах науки, искусства и торговли сформировал нашу историю больше, чем вклад какой-либо другой сверхдержавы.

Монгольская империя или, иначе, Великое Монгольское государство, стала результатом завоеваний Чингисхана и его потомков. Ее территория окончательно сложилась к 13 веку.

Становление империи

Основатель монгольской империи начал свои завоевания с упорядочивания жизни собственного народа. В 1203-1204 годах он подготовил и внедрил ряд реформ, в частности, по реорганизации армии и созданию элитного военного отряда.

Степная война Чингисхана окончилась в 1205 году, когда он разгромил найманов и меркитов. А в 1206 году на курултае его избрали великим ханом. С этого момента начинается образование Монгольской империи.

После этого Монгольское государство начинает войну с империей Цзинь. Предварительно он разгромил его потенциальных союзников, а в 1215 году уже вошел в ее столицу.

Рис. 1. Чингисхан.

После этого Чингисхан начинает процесс расширения границ монгольского государства. Так, в 1219 году была завоевана Средняя Азия, а в 1223 году предпринят удачный поход против половецкого хана, который вместе со своим союзником, Мстиславом Киевским, был разгромлен на реке Калке. Однако победоносный поход против Китая так и не начался из-за смерти хана.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Монгольское государство при Угэдее

Сын Чингисхана Угэдей правил империей с 1228 по 1241 годы, проведя при этом ряд важных государственных реформ, которые способствовали укреплению великого государства.

Рис. 3. Угэдей.

Он установил равенство всех подданных – одинаковые права имели как монголы, так и жители завоеванных территорий. Хотя сами завоеватели были мусульманами, религию свою они никому не навязывали – в Монгольской империи была свобода вероисповедания.

При Угэдее была возведена столица – город Каракорум, который строили многочисленные пленники, захваченные в походах. Флаг этого государства до нас не дошел.

Западный поход

Земли после этого завоевательного похода, в успехе которого монголы не сомневались, входили в Улус Джучи. Право командования войсками, в который входили воины нескольких улусов, получил хан Батый.

В 1237 году войско подходит к границам Киевской Руси и пересекает их, последовательно завоевывая Рязань, Москву, Владимир, Торжок и Тверь. В 1240 году Батый берет столицу Руси, Киев, а потом Галич и Владимир-Волынский.

В 1241 году началось успешное наступление на Восточную Европу, которая была захвачена очень быстро.

Рис. 3. Батый.

Известие о смерти великого хана заставило Батыя вернуться в степь, поскольку он сам претендовал на этот титул.

Период междуцарствия и распад империи

После смерти Угэдея право на его титул оспаривали между собой разные ханы, в том числе Батый. Постоянная борьба за власть ослабила центральную власть, что привело к разделению Монгольского государства на отдельные улусы, у каждого из которых был свой правитель. Также процессу распада способствовали непомерные размеры империи – даже развитая почтовая связь не помогала держать отдельные ее части под постоянным контролем. Площадь государства составляла более 30 миллионов квадратных километров, что сложно представить себе даже сейчас.

Таким образом историческое наследие Чингисхана постепенно распалось на отдельные государства. Самым известным наследником Монгольской империи является выделившаяся из нее Золотая Орда.

Распад Монгольской империи начался в 1260 году, а завершился этот процесс в 1269-м. Чингизиды еще некоторое время правили в основной части захваченных стран, однако уже как отдельными государствами.

Что мы узнали?

Монгольская империя была великим восточным государством, основателем которого стал сам Чингисхан. Были кратко рассмотрены основные события его завоевательных походов, а также событий, которые за ними последовали. Узнали о том, какой была Великая Монгольская империя при Угэдее и к чему привела борьба за титул Великого хана и власть над всеми монгольскими землями. Результатом разобщенности наследников Угэдея стал распад империи, в основном по границам улусов. Окончательный распад страны датируется 1269 годом, а самым известным наследником имперских традиций считается Золотая Орда. Указаны также плюсы и минусы монгольского правления на завоеванных территориях, рассмотрен Западный поход Батыя, в ходе которого была захвачены Киевская Русь и Восточная Европа.

МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ - дер-жа-ва, об-ра-зо-вав-шая-ся в XIII веке в ре-зуль-та-те монгольских за-вое-ва-ний.

Ос-но-ва-на Чин-гис-ха-ном, ко-то-рый в 1206 году за-вер-шил объ-е-ди-не-ние монгольских пле-мён и был про-воз-гла-шён их вер-хов-ным пра-ви-те-лем.

Он ввёл но-вое административно-территориальное де-ле-ние государства без учё-та преж-них ро-до-пле-мен-ных гра-ниц, соз-дал лич-ную гвар-дию - кэ-шиг, на-би-рав-шую-ся из чис-ла сы-но-вей ной-о-нов ; уч-ре-дил цен-тра-ли-зов. кон-но- поч-то-вую служ-бу, ввёл еди-ное за-ко-но-да-тель-ст-во.

В це-лях сни-же-ния на-рас-тав-шей на-пря-жён-но-сти в монгольском об-ще-ст-ве, вы-зван-ной жё-ст-ки-ми по-ряд-ка-ми но-вой го-су-дар-ст-вен-но-сти, и в це-лях обо-га-ще-ния ко-че-вой эли-ты Чин-гис-хан с 1207 году при-сту-пил к за-вое-ва-нию со-сед-них стран. Ко вре-ме-ни его смер-ти (1227 год) в со-став им-пе-рии во-шли Южная Си-бирь, Средняя Азия (Хо-резм, Ма-ве-ран-нахр, Се-ми-ре-чье), Хо-ра-сан, восточный Дешт-и-Кип-чак, тер-ри-то-рия раз-гром-лен-но-го тан-гут-ско-го государства Си Ся, бы-ло на-ча-то за-вое-ва-ние Северного Ки-тая (Цзинь).

Бы-ст-ро-му тер-ри-то-ри-аль-но-му рас-ши-ре-нию им-пе-рии спо-соб-ст-во-ва-ли уме-лая ди-пло-ма-тия и во-енное искуство мон-го-лов, сла-бость и раз-дроб-лен-ность со-сед-них го-су-дарств, ис-поль-зо-ва-ние мон-го-ла-ми ре-сур-сов за-хва-чен-ных стран для обес-пе-че-ния даль-ней-шей экс-пан-сии.

Около 1224 года Чин-гис-хан вы-де-лил трём сво-им стар-шим сы-новь-ям уде-лы (улу-сы) в но-во-при-сое-ди-нён-ных вла-де-ни-ях: Дешт-и-Кип-чак и Хо-резм по-лу-чил в управ-ле-ние Джу-чи, Ма-ве-ран-нахр и Се-ми-ре-чье - Ча-га-тай, Ал-тай-скую гор-ную стра-ну - Угэ-дэй; млад-ший сын То-луй унас-ле-до-вал управ-ле-ние Мон-го-ли-ей («Ко-рен-ным юр-том») и ко-ман-до-ва-ние основной ча-стью вой-ска.

Сво-им пре-сто-ло-нас-лед-ни-ком Чин-гис-хан на-зна-чил Угэ-дэя, всту-пив-ше-го на трон в 1229 году и при-няв-ше-го ти-тул «ка-ан». При пре-ем-ни-ках Чин-гис-ха-на - каа-нах Угэ-дэе, Гую-ке (1246-1248 годы), Мун-кэ (1251-1259 годы), Ху-би-лае в со-став Монгольской империи во-шли Иран, Ме-ж-ду-ре-чье, За-кав-ка-зье, Ко-рея, Ти-бет, часть Ма-лой Азии; за-вер-ши-лось по-ко-ре-ние все-го Ки-тая.

В ре-зуль-та-те по-хо-дов Ба-тыя бы-ли за-воё-ва-ны западный Дешт-и-Кип-чак, Бул-га-рия Волж-ско-Кам-ская и большая часть Ру-си; пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки втор-же-ния в Япо-нию и стра-ны Юго-Восточной Азии.

В конце 1250-х годов из монгольских вла-де-ний на Среднем и Ближ-нем Вос-то-ке сфор-ми-ро-вал-ся ещё один улус, ос-но-ван-ный вну-ком Чин-гис-ха-на - Ху-ла-гу. Сто-ли-цей им-пе-рии пер-во-на-чаль-но яв-лял-ся го-род Ка-ра-ко-рум в Мон-го-лии. В 1260 году Ху-би-лай пе-ре-нёс её на тер-ри-то-рию Ки-тая - в Кай-пин, а в 1264 году - в Хан-ба-лык (китайский Даду, Чжун-ду; ныне Пе-кин).

В государственном уст-рой-ст-ве Монгольской империи со-че-та-лись яв-ле-ния, при-су-щие тюр-ко-монгольской ко-че-вой тра-ди-ции, и ин-сти-ту-ты, за-им-ст-во-ван-ные в за-воё-ван-ных стра-нах. Фор-маль-но им-пе-рия счи-та-лась дос-тоя-ни-ем «зо-ло-то-го ро-да» Чин-гис-ха-на. Важ-ней-шие во-про-сы, в том числе про-воз-гла-ше-ние оче-ред-но-го каа-на, ре-ша-лись на ку-рул-та-ях - съез-дах Чин-ги-си-дов. Од-на-ко в дей-ст-ви-тель-но-сти боль-шин-ст-во ку-рул-та-ев со-би-ра-лись лишь для одоб-ре-ния ре-ше-ний, за-ра-нее вы-ра-бо-тан-ных при-двор-ны-ми груп-пи-ров-ка-ми.

Наи-бо-лее за-мет-ны чер-ты ко-че-во-го об-щественного строя бы-ли в управ-ле-нии на-се-ле-ни-ем сте-пей и в ор-га-ни-за-ции воо-руженных сил - ие-рар-хия вое-на-чаль-ни-ков, чле-не-ние тер-ри-то-рии и на-ро-да на «кры-лья» (флан-ги) и де-ся-тич-ные под-раз-де-ле-ния (ту-ме-ны, ты-ся-чи, сот-ни, де-сят-ки). По-доб-ное рас-пре-де-ле-ние на-ло-го-пла-тель-щи-ков по де-ся-тич-ным ок-ру-гам ино-гда прак-ти-ко-ва-лось и в от-но-ше-нии под-дан-ных - осед-лых зем-ле-дель-цев. Монгольское пра-ви-тель-ст-во ис-поль-зо-ва-ло опыт уй-гур-ских и в мень-шей сте-пе-ни ки-дань-ских и ки-тай-ских, а позд-нее так-же хо-рез-мий-ских чи-нов-ни-ков.

К монгольском языке бы-ла адап-ти-ро-ва-на уй-гур-ская пись-мен-ность, на ко-то-рой ве-лась официальная и де-ло-вая до-ку-мен-та-ция (в XIV веке в кан-це-ля-ри-ях западных улу-сов всё боль-ше ста-ло упо-треб-лять-ся арабское пись-мо).

В прав-ле-ние Угэ-дэя и Мун-кэ бы-ла ус-та-нов-ле-на уни-фи-ци-рованная сис-те-ма по-да-тей и по-вин-но-стей, ор-га-ни-зо-ва-на поч-то-вая служ-ба (сис-те-ма ямов).

За-ко-но-да-тель-ст-во им-пе-рии ба-зи-ро-ва-лось на «Великом Ясе» - основных нор-мах, при-ня-тых Чин-гис-ха-ном, а так-же на ясах каа-нов и улус-ных ха-нов. Од-ним из важ-ней-ших прин-ци-пов, дик-туе-мых «Великим Ясой», бы-ла ве-ро-тер-пи-мость, ко-то-рая про-яв-ля-лась, в ча-ст-но-сти, в ос-во-бо-ж-де-нии ду-хо-вен-ст-ва всех кон-фес-сий от на-ло-гов и по-вин-но-стей.

В Могольской империи от-сут-ст-во-вал чёт-кий по-ря-док пре-сто-ло-нас-ле-дия. Спо-ры и кон-флик-ты воз-ни-ка-ли по-сле смер-ти поч-ти ка-ж-до-го каа-на, от-че-го на-сту-па-ли пе-рио-ды ме-ж-ду-цар-ст-вия (1227-1229 годы, 1234-1246 годы, 1248-1251 годы), ко-гда им-пе-ри-ей фак-ти-че-ски управ-ля-ли ре-ген-ты из чис-ла бли-жай-ших род-ст-вен-ни-ков умер-ше-го пра-ви-те-ля. Наи-бо-лее тя-жё-лый кри-зис раз-ра-зил-ся по-сле смер-ти Мун-кэ , ко-гда его бра-тья Ариг-Бу-га и Ху-би-лай од-но-вре-мен-но объ-я-ви-ли се-бя каа-на-ми. Их про-ти-во-стоя-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло рас-па-ду им-пе-рии. Чин-ги-си-ды раз-де-ли-лись на два вра-ж-дую-щих ла-ге-ря, и по-сле по-бе-ды Ху-би-лая над со-пер-ни-ком на-ча-лось не-об-ра-ти-мое от-де-ле-ние улу-сов Джу-чи, Ча-га-тая и Ху-ла-гу от им-пер-ско-го цен-тра.

По-ми-мо меж-до-усо-биц, главными при-чи-на-ми ут-ра-ты государственного един-ст-ва по-слу-жи-ли раз-ли-чия в уров-нях раз-ви-тия за-воё-ван-ных стран, не-сов-па-де-ние эко-но-мических и по-ли-тических ин-те-ре-сов пра-вя-щих элит в различных час-тях им-пе-рии, а так-же различная куль-тур-ная ори-ен-та-ция по-том-ков монгольских за-вое-ва-те-лей.

В западных улу-сах всё бо-лее за-мет-ным ста-но-ви-лось влия-ние му-сульманской куль-ту-ры и го-су-дар-ст-вен-но-сти, в XIV веке ис-лам стал там государственной ре-ли-ги-ей. Восточная часть им-пе-рии, на-хо-див-шая-ся под управ-ле-ни-ем каа-на, ис-пы-ты-ва-ла мощ-ное воз-дей-ст-вие китайской ци-ви-ли-за-ции.

В 1271 году Ху-би-лай по китайскому об-раз-цу про-воз-гла-сил на-ча-ло но-вой имперской ди-на-стии и на-звал под-вла-ст-ные ему зем-ли им-пе-ри-ей Юань. Но-ми-наль-но ка-ан про-дол-жал счи-тать-ся глав-ным в ие-рар-хии мо-нар-хов-Чин-ги-си-дов, од-на-ко его пер-вен-ст-во про-яв-ля-лось лишь в том, что из Хан-ба-лы-ка в западные улу-сы эпи-зо-ди-че-ски на-прав-ля-лись жа-ло-ван-ные гра-мо-ты (яр-лы-ки) с ут-вер-жде-ни-ем оче-ред-но-го ха-на на пре-сто-ле.

С па-де-ни-ем ди-на-стии Юань в Ки-тае (1368 года) эта фор-маль-ная связь ме-ж-ду час-тя-ми бывшей Монгольской империей бы-ла ут-ра-че-на.

Улус Ху-ла-гу в середине XIV века ох-ва-ти-ли меж-до-усо-би-цы, и он рас-пал-ся; Улус Ча-га-тая во второй половине XIV века раз-де-лил-ся на два го-су-дар-ст-ва; на мес-те Улу-са Джу-чи (Зо-ло-той Ор-ды) в те-че-ние XV века об-ра-зо-ва-лось несколько вра-ж-дую-щих ханств и орд.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии