Церковь сошествия святого духа у пречистенских ворот. Когда можно попасть в храм сошествия святого духа на даниловском монастыре Храм на улице советской армии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.


Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г.


Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.


Духовская церковь. 1476-1477 гг. Вид с северо-запада


В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.


Духовская церковь. 1476-1477 гг.
Вид с восточной стороны

На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов.


Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).


Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков).


Висевший на звоннице церкви особый - «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.



Внутреннее убранство Духовской церкви
Слева - н
адгробие митр. Платона (Левшина)


Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.


Тайная Вечеря.
Фрагмент Царских Врат Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.


Духовская церковь. Фото нач. XX века

Московский храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище Московской епархии

Храм расположен в парке Фестивальный. Проезд до метро Марьина Роща, далее 5 мин. пешком по пешеходному переходу через Сущевский вал.

Лазаревский деревянный храм

Храм на Лазаревском кладбище любил святой патриарх-исповедник Тихон , который нередко служил тут в 1920-х годах. До года при храме существовало сестричество, сестры которого помогали бедным и больным, заботились о храме, пели на клиросе. Одна из сестёр этой общины, О. И. Подобедова, вспоминала, что в то время члены старались как можно меньше знать друг о друге, чтобы по неосторожности или под пытками в НКВД не выдать кого-нибудь. Некоторые из сестёр действительно пострадали.

В один из воскресных дней года храм был внезапно оцеплен милицией и настоятелю объявили о закрытии храма и конфискации имущества. После этого крест-мощевик и иконы храма бесследно пропали. Здание передавалось заводу под общежитие для рабочих. В году было уничтожено и Лазаревское кладбище , а на месте погребения умерших устроили детский парк и танцплощадку. По словам свидетелей, в парке играли в футбол черепами, а в алтаре храма обитали бродячие собаки. Есть документы, свидетельствующие, что храм был приговорён богоборцами к разрушению. Но нашлись сотрудники Главнауки и Центральных реставрационных мастерских которые признали храм памятником архитектуры первой категории и тем спасли его от разрушения и устройства в нем колумбария.

Внучка одного из клириков храма, протоиерея Александра Соколова , свидетельствовала, что её дед, умирая в декабре году, пророчески предсказал своим близким, что будет такое время, когда храмы вновь откроются, будет совершаться служба и в храме на Лазаревском кладбище. В то время близкие сочли это бредом умирающего, но спустя десятилетия слова стали претворяться в жизнь.

Возрождение храма

Храм Сошествия Святого Духа был возвращен Церкви в году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские Театра оперетты. Первые тяжелые труды по возрождению изуродованного храма выпали на долю отца Иоанна Мазова , а с года настоятелем стал иеромонах Сергий (Рыбко) с которым трудиться в храм пришло много молодежи. При храме собралась небольшая девическая община, члены которой взяли на себя бескорыстный труд: петь на клиросе, участвовать в восстановительных работах, убирать храм и территорию, вести занятия в воскресной школе, работать в книгоиздательстве и иконописной мастерской и т. д. В году при храме образовано сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского . Храм постепенно восстанавливался трудами прихожан и благотворителей; от крупных пожертвований приход отказывался.

Архитектура

Трехпрестол ьный каменный храм был построен по архитектурному типу "корабля ": круглая ротонда , с короткой трапезной частью , с двумя колоколенками , венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы.

Духовенство

Настоятели

  • Никита Скворцов (1857 - ок. 1892)
  • Владимир Остроухов (1901 - 1914)
  • Николай Скворцов (9 августа 1914 - 15 июня 1917)

Фото 1927 г. Площадь Пречистенских Ворот. Справа - Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот.
Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве - первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.



Фото 1881 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Современный вид .
Спустя столетие была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской. Прихожанами ее стали обыкновенные москвичи, жившие в тех окрестных местах, где каждый дом - история, а каждый человек - легенда.

В доме № 6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С. М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А. С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал.


На мой взгляд, одним из интереснейших храмов, построенных в Москве в конце XVIII века за пределами Камер-Коллежского вала, является церковь Сошествия Святого Духа в Марьиной роще .

Эта церковь, которую можно отнести к раннему классицизму (хотя элементы барокко, несомненно, так же присутствуют) имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в середину XVIII века, поэтому она интересна не только с архитектурной точки зрения.

Лазаревское кладбище

В 1758 году императрица Елизавета Петровна распорядилась об учреждении в Москве за пределами городской черты первого в первопрестольной общегородского кладбища, предназначавшегося для захоронения бедняков, нищих, бездомных бродяг и прочих люмпенов, в том числе и преступников.
Местом для этого была избрана Марьина роща .

Впрочем, в Марьиной роще и прежде хоронили всякого рода безродных людей, поскольку мест для них на московских кладбищах при церковных приходах и монастырях давно уже не было. Да и сама эта, тогда ещё подмосковная, местность пользовалась не самой лучшей славой (даже во второй половине XIX века о ее населении говорили так: «В Марьиной роще - люди проще»).

Да что там XIX век! Помните, как в культовом фильме режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», уголовник по кличке Кирпич (замечательная роль С. Садальского), отвечает на вопрос Жеглова (В. Высоцкий) о месте, где может скрываться Фокс: «Мало ли «малин» в Марьиной роще!»? А ведь действие в фильме происходит в 1945 году.

Один из самых высоких уровней преступности и, соответственно, концентрации криминального элемента в ближайшем к Москве предместье (впрочем, и в самой Москве таких мест хватало, достаточно вспомнить хотя бы Хитровку) делал Марьину рощу одним из самых подходящих мест для «божедомки» - так называли места захоронения всяческих отбросов общества, бедняков и неопознанных трупов, которых часто закапывали в общих могилах. Поэтому выбор московскими властями именно Марьиной рощи для организации общегородского погоста для представителей низших слоев московского общества нисколько не удивителен.


Но какими бы не были «клиенты» этого кладбища, по православным традициям их нужно было отпевать. Для этого на кладбище выстроили скромную деревянную церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря (того самого, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти - см.: Ин.11:1-45). Эта церковь долго не просуществовала, но именно от нее и получило название кладбище в Марьиной роще.

Кстати, одна из улиц в непосредственной близости от этого кладбища, которого уже давно не существует, до сих пор называется Лазаревской . Те, кто считает, что она получила свое имя в честь знаменитого русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, сильно заблуждаются.

Единственным в Москве кладбищем для бедных Лазаревское было недолго.
В 1770 году Москву поразила чума , эпидемия которой продолжалась до 1722 года. Этот страшный по своим последствиям мор, унесший жизни от 50 до 100 тысяч человек, описан многими очевидцами. Вот, например, воспоминания Иоганна Якоба Лерхе , одного из врачей, боровшихся с эпидемией: «Каждый день на улицах можно было видеть больных и мертвых, которых вывозили. Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов».


Московская чума вызвала бунт, на усмирение которого императрицей Екатериной II был отправлен ее бывший фаворит Григорий Орлов .

И здесь он проявил себя наилучшим образом, не ограничившись карательными действиями по подавлению бунта. Им были предприняты вполне разумные меры по предотвращению распространения эпидемии, в том числе и организация специальных мест для захоронения тысяч ее жертв.
Так появились новые «божедомки» - Миусское кладбище, расположенное также как и прочие за пределами Камер-Коллежского вала, ныне считающееся престижным Ваганьковское и другие.
И, разумеется, большое количество трупов свозили на первую московскую «божедомку» - Лазаревское кладбище в Марьиной роще.
Территория Лазаревского кладбища «благодаря» чуме 1770-1772 гг. разрослась, и старый деревянный храм в честь Лазаря Четырехдневного перестал удовлетворять нужды всех, кто хотел помянуть своих умерших родных.

Современный храм

В 1782 - 1786 гг. на средства состоятельного купца, московского чиновника (с небольшим чином титулярного советника) Луки Ивановича Долгова был построен и освящен новый каменный трехстолпный храм Сошествия Святого Духа .
Этот меценат, отличавшийся большим "нищелюбием", не дожил до окончания строительства храма, он скончался в 1783 году, и финансирование строительства в память о муже продолжила его вдова Сусанна Филипповна.

Дом Л. И. Долгова , как это не удивительно, сохранился до наших дней (проспект Мира, д.16, стр.1):


Архитектором храма стал Елизвой Семенович Назаров (1747 - 1822), о котором хотелось бы рассказать несколько подробнее.
Крепостной крестьянин, принадлежавший помещице А. М. Атяевой, Елизвой Назаров рано проявил себя как талантливый человек, и получил вольную благодаря содействию знаменитого архитектора В. И. Баженова , определившего в 1767 году молодого крестьянина в архитектурные ученики к кремлевскому строению в Москве. С 1768 года он уже работал в «Экспедиции кремлевского строения» под руководством того же В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . А в 1775 году достиг должности архитектора при московских департаментах Сената.

К числу строений Е. С. Назарова относятся:

- Странноприемный дом графа Шереметева (Шереметевская больница; ныне Институт скорой помощи им. Склифософского):


- Знаменская церковь Новоспасского монастыря:

- Дом Ф. Ф. Набилкова (проспект Мира, д. 50):


И, конечно же, церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1).

Кстати, Е. С. Назаров был похоронен именно на Лазаревском кладбище.

Впрочем, вполне достоверной является версия, что проект храма принадлежит самому В. И. Баженову , а его ученик Е. С. Назаров был лишь смотрителем при возведении церкви.

В пользу этой версии говорит то, что В. И. Баженов был женат на дочери заказчика храма Л. И Долгова. Да и сама архитектура храма Сошествия Святого Духа более соответствует стилистике Баженова, нежели тем постройкам Назарова, в авторстве которых нет никаких сомнений.

Эскиз западного фасада храма:

Но независимо от того, кто именно являлся автором храма, он получился очень интересным. Он выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим фонарем с шарообразной главкой и крестом.

Прямоугольная трапезная сначала была намного меньше той, которую мы видим теперь (она была увеличена в 1902 - 1904 гг. по проекту архитектора С. Ф. Вознесенского ).


С запада трапезная заканчивается четырехколонным портиком с двумя колокольнями по бокам.

Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных, что делает этот храм уникальным в архитектурном аспекте.

Храм был расписан итальянскими художниками Антонио Клаудо (автором сохранившихся фресок Донского монастыря) и Джованни Скотти .

После завершения строительства храма на Лазаревском кладбище статус этого погоста значительно повысился. В XIX веке это кладбище уже не было только лишь «божедомкой». Так на нем были похоронены С. Н. Сандунов (в 1820 г.), мать Ф. М. Достоевского (в 1837 г.), жена В. Г. Белинского (в 1890 г.) и художник В. М. Васнецов (в 1926 г.).

В 1917 году для храма, как и для всей страны, наступили трудные времена. Впрочем, проблемы начались еще до того как к власти пришли большевики.
С 1914 года в храме служил протоиерей Николай Александрович Скворцов , профессор Московской духовной академии, автор множества трудов по истории Москвы и ее памятников (в частности, ему принадлежит труд «Археология и топография Москвы». Архив Н. А. Скворцова хранится в РГБ).
В ночь с 14 на 15 августа он был убит вместе со своей женой в собственном доме при церкви. Ранее он собирал средства для организации детского приюта при храме. Эти деньги, видимо, и были целью убийц.

Богослужения в храме продолжались до начала 1930-х годов. Храм Сошествия Духа Святого был включен в список объектов, подлежащих сносу. Но его спасло то, что даже атеистическая власть не могла не признать его уникальность, и отнесла его к «памятникам архитектуры первой категории».


Впрочем, это не помешало совершенно варварски использовать здание церкви, в которой расположились общежитие, школа, а также мастерские Театра оперетты, что, конечно же, никак не могло способствовать сохранности храма.
Лишь в 1991 году храм был возвращен РПЦ, но даже после этого в нем еще несколько лет продолжала функционировать репетиционная сцена театра.


В настоящее время храм восстановлен полностью (по крайней мере, он сейчас внешне выглядит вполне достойно памятника, признанного объектом культурного наследия федерального значения).

А вот судьба Лазаревского кладбища была иной.

В 1934 году кладбище было закрыто, а еще через три года могилы сравняли с землей бульдозерами. На территории бывшего Лазаревского кладбища был устроен детский парк, ныне носящий название «Фестивальный» , а через часть кладбища сейчас проходит оживленная автомагистраль - Сущевский вал.

Детский парк на месте кладбища (фото 1936 г.):

Это только первая часть статьи о храме Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.
Во второй части будут мои собственные фотографии этого храма в самых подробных деталях (благо, что я каждый день хожу мимо него на работу и обратно).

Так что, продолжение следует .
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Церковь Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище имеет долгую и интересную историю, которая началась в далеком XV веке.

История постройки

На Москву в 1770 году обрушилось страшное бедствие, в виде эпидемии чумы. Болезнь подкашивала в день больше 1000 человек, людей охватил животный ужас и паника. Власти города не знали, что делать и как спасать население.

Екатерина II в 1771 году, в сентябре послала в Москву графа Григория Орлова, чтобы он оценил масштаб трагедии и предпринял меры спасения. С указа императрицы, граф открыл несколько городских кладбищ, так как некуда было уже хоронить тела погибших. Все погосты были открыты вдали от стен московских, среди них было и кладбище на территории Даниловского монастыря.

Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Через год для кладбища была построена небольшая церковь-часовня в честь Херсонских мучеников. В 1829 году, когда здание стало ветхим, на его месте началось строительство каменного храма. Процесс постройки занял долгие 9 лет, главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Убранство храма было очень богатым и величественным, стены щедро расписаны библейскими сюжетами.

В начале XX века церковь Святого Духа на Даниловском кладбище была отреставрирована и доведена до заметного преображения на деньги благотворителей:

  • внутри настелили новый, каменный пол;
  • росписи обновили;
  • позолотили заново иконостас;
  • обновили всю утварь внутри церкви;
  • увеличили храм вдвое в размере за счет пристройки ко второму приходу в честь мучеников Херсонских;
  • обновили здание снаружи.
Интересно! Безбожные 1930-е годы обошли этот храм стороной. Его пытались захватить, но получилось это сделать лишь на короткое время. Вскоре церковь вновь была возвращена в руки ПРЦ, при этом оставаясь действующей.

В октябре 2016 года были завершены очередные работы по обновлению убранства, витражей и настенных росписей.

Убранство храма

Сегодня, храм находится в прекрасном состоянии и снаружи, и внутри. Убранство церкви поражает своим величием. Главной достопримечательностью внутреннего устройства, является иконостас в приделе Пресвятой Богоматери. Распятие на иконостасе украшено животворящими лучами.

Стены храма хранят частицы мощей неизвестных Божиих угодников, никаких упоминаний о том, чьи именно это мощи в истории нет.

Интерьер церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище в Москве

Сегодня, в приходе действуют следующие общественные организации:

  • воскресная школа для прихожан;
  • консультации с целью помощи людям с зависимостью;
  • служба социальной помощи.

Ранее в церкви служил прозорливый батюшка Иоанн Слугин, но по своей старости, в последние годы он мало принимал людей и попасть к нему можно было только по предварительной записи. Сейчас можно посетить его могилу, многие люди приезжают к нему. Отпевание старца было совершено 4 февраля 2018 года.

Внимание! На Даниловском кладбище находится могила Матроны Московской, на которую может приехать любой нуждающийся в ее помощи и помолиться!

При церкви открыта приходская библиотека с интересными православными книгами, дети могут посетить кукольный театр.

Святыни

Стены церкви хранят множество православных святынь, вот некоторые из них:

  • чудотворная Иверская икона Богоматери;
  • образ Святого Серафима Саровского;
  • образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»;
  • частицы мощей неизвестных Святых.
Для сведения! Поклониться святыням может любой желающий в часы работы церкви ежедневно.

Расписание богослужений



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций