Большая энциклопедия нефти и газа. Восходящая социальная мобильность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Начало разработки проблем социальной мобильности было положено П. А. Сорокиным в книге "Социальная стратификация и мобильность" (1927). Термин получил признание сначала в американской, а затем в мировой социологии.

Под социальной мобильностью , понимают переход индивида (группы) из одной социальной позиции в другую. Выделяют два основных типа социальной мобильности.

  • 1. Горизонтальная мобильность связана с переходом индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При этом меняются второстепенные и сохраняются в прежнем виде основные показатели статусного положения индивида (престиж, доход, образование, власть). Таков характер переезда на жительство из одного населенного пункта в другой того же ранга, смена вероисповедания или гражданства, переход из одной семьи в другую (при разводе или повторном браке), с одного предприятия на другое и т.п. Во всех этих случаях отсутствуют заметные изменения социального положения индивида в вертикальном направлении.
  • 2. Вертикальная мобильность предполагает такую ситуацию, которая складывается в результате перемещения индивида (группы) с одного уровня социальной иерархии на другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения граждан, выделяют организованную и структурную мобильность.

Организованная мобильность связана с тем, что изменения социального положения человека и целых групп людей направляются государством и различными общественными институтами (партиями, церковью, профсоюзами и др.). Такая деятельность может быть:

добровольной, в том случае, когда она осуществляется с согласия граждан (например, практика направления на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения);

вынужденной, если осуществляется под воздействием каких-либо независимых от нас обстоятельств (переезд из мест, где отсутствует работа, туда, где она есть в наличии; перемещение из мест, где произошло стихийное бедствие, техногенная катастрофа);

принудительной, если это связано с направлением граждан по решению суда в места лишения свободы.

Структурная мобильность обусловливается изменениями, вызванными социальными преобразованиями (национализацией, индустриализацией, приватизацией и т.п.) и даже сменой типов социальной организации (революцией). Результатом такого рода изменений оказывается:

  • а) массовое перемещение людей и целых социальных групп;
  • б) изменение принципов социальной стратификации;
  • в) переориентация направлений, по которым происходит социальное перемещение людей, на длительный исторический период.

Яркие примеры, иллюстрирующие характер такого рода процессов, – Французская революция 1789 г. и Октябрьская 1917 г. в России. Их результатом стал не только захват власти определенными политическими силами, но и изменение самого типа общественного устройства, всей социальной структуры общества.

Соотношение горизонтальной и вертикальной мобильности может быть достаточно сложным. Например, при переезде на жительство из села в город, из малого города в большой, из провинции в столицу индивид поднимает свой социальный статус, но в то же время по каким-то иным параметрам он может его понизить: меньший уровень доходов, неустроенность с жильем, невостребованность прежней профессии и квалификации и т.д.

В том случае, если территориальные перемещения сочетаются со сменой статуса, речь идет о миграции (от лат. migratio – передвижение). Миграция может быть внешней (между разными странами) и внутренней (между регионами одной страны). Различают также эмиграцию , т.е. выезд граждан за пределы страны, и иммиграцию , т.е. въезд иностранцев в страну. Оба вида предполагают перемещение граждан на длительные сроки либо даже насовсем. Существуют различные формы миграции: экономическая, политическая, миграция жертв войны и стихийных бедствий и т.п.

Массовые миграции имели место и в прошлом (нашествие монголо-татар на Русь, крестовые походы, колонизация Нового Света и др.). Однако только в конце XIX века, когда миграционные потоки приобрели устойчивый характер, были выявлены основные направления перемещений. Кроме того, было установлено следующее:

  • 1. Миграция осуществляется с юга на север и с востока на запад.
  • 2. Миллионы мигрантов стремятся покинуть страны и территории, ввергнутые в сферу военных действий, этнических и религиозных конфликтов, стихийных бедствий (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.).
  • 3. Конечными пунктами назначения миграции становятся страны Запада с устойчивой экономикой и развитой демократией (Северная Америка, Западная Европа, Австралия).

Россия в XX столетии пережила три волны эмиграции.

Одновременно Россия сама стала местом, где по разным данным проживают от 5 до 15 млн нелегальных иммигрантов, из них более полутора миллионов составляют граждане КНР.

Процессы социальной мобильности (подвижности) присутствуют в любом обществе. Другое дело, что ее масштабы и расстояния могут быть различны. Как восходящая, так и нисходящая мобильность в равной мере бывает близкой и дальней.

Чем более открыто конкретное общество, тем большее количество людей обретает возможность перемещения по социальной лестнице, совершая, в частности, восходящее движение вплоть до самых высоких позиций. Одним из важных моментов американской социальной мифологии оказывается идея так называемого общества равных возможностей, где каждый может стать миллионером или президентом США. Пример Билла Гейтса, создателя и руководителя компании "Microsoft", говорит о том, что этот миф имеет под собой реальную почву.

Закрытость традиционного общества (кастового, сословного) ограничивает перспективы людей, сводя дальнюю мобильность практически к нулю. Социальная мобильность обслуживает здесь цели воспроизводства господствующей модели стратификации. Так, в Индии перемещения традиционно ограничиваются пределами касты, к которой принадлежит индивид, а мобильность имеет жестко заданные параметры (в тоталитарном обществе добавляется еще и идеологический момент).

Большинство моделей общественного устройства прошлого и настоящего в равной степени демонстрируют характеристики открытости и закрытости. Например, сословное деление российского общества в XVIII – начале XX века сочеталось с подписанным Петром I Законом о порядке государственной службы (1722), более известным как "Табель о рангах". Им была узаконена сама возможность обретения лицом более высокого статуса сообразно личным заслугам. Благодаря этому закону Российское государство получило сотни и тысячи одаренных администраторов, государственных деятелей, полководцев и т.п.

Помимо восходящей и нисходящей мобильности выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Межпоколенная мобильность указывает на соотношение позиций, достигнутых детьми, с позициями, занимаемыми их родителями. Сравнивая показатели, которые характеризуют социальное положение разных поколений (отцов и сыновей, матерей и дочерей), социология получает представление о характере и направленности изменений в обществе.

Внутрипоколенная мобильность характеризует соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его жизни, на протяжении которой он может неоднократно приобретать либо терять определенные статусы, занимая в одних более привилегированное положение, в других – теряя его, совершать подъемы или спуски.

Факторы социальной мобильности. Вертикальная мобильность в обществе оказывается возможной благодаря наличию специальных каналов социальной мобильности. П. А. Сорокин, впервые описавший их действие, говорит о них, как "неких “мембранах”, “отверстиях”, “лестницах”, “лифтах” или “путях”, по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой". Все эти формулировки укоренились в социологической литературе и используются при объяснении того, благодаря каким факторам одни индивиды и целые группы поднимаются вверх, а другие в это же время опускаются вниз.

К каналам мобильности традиционно относятся институты образования, собственности, брака, армии и др. Так, получение образования дает индивиду знания и квалификацию, позволяющие претендовать на профессиональную деятельность либо на занятие соответствующей должности. Выгодное вложение средств в покупку земельного участка может со временем привести к значительному росту его стоимости или открытию на нем какого-либо ценного природного ресурса (нефти, газа и т.п.), что придаст его владельцу статус состоятельного человека.

Как отмечает П. А. Сорокин, каналы мобильности выступают еще и как "сито", "фильтры", посредством которых общество "тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям". С их помощью обеспечивается процесс социальной селекции (отбора), разными способами ограничивающий доступ на верхние этажи иерархии. Последнее связано с интересами тех, кто уже достиг привилегированного положения, т.е. высшего класса . Западные социологи утверждают, что "существующие системы классификации вообще не определяют эту группу". Между тем она существует и имеет свои черты:

  • 1) наследственное богатство, передаваемое и приумножаемое из поколения в поколение. Этот признак объединяет владельцев "старых" денег, легитимность которых ни у кого не вызывает сомнений. Основу капитала, как правило, составляет семейный бизнес;
  • 2) схожий образовательный опыт и уровень культуры. Так, в Великобритании 73% директоров больших компаний, 83% руководителей финансовых учреждений и 80% судей посещали привилегированные школы, хотя в них учатся лишь 8,2% британских школьников;
  • 3) поддержание установившихся со времен учебы личных контактов, которые распространяются на сферу деловых отношений, бизнеса и политики, государственной службы;
  • 4) высокий процент браков внутри класса, что называется гомогамией (от греч. homos – равный и gamos – брак), в результате чего внутренняя сплоченность группы усиливается.

Указанные признаки характеризуют постоянную составляющую этой группы, именуемую истэблишментом (англ, establishment – правящая элита). Вместе с тем выделяется слой людей, которые проникли в высший класс, сделав собственную карьеру. Конечно, высший класс нуждается в подпитке свежими силами, теми, кто благодаря собственным усилиям способен подняться по социальной лестнице. Идея обновления и пополнения высшего класса наиболее способными, подтвердившими свои заслуги людьми нашла обоснование в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Его подход, названный меритократическим (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть), состоит в том, что если элита общества не будет кооптировать в свой состав наиболее достойных представителей низших классов, то она неизбежно потерпит крах. В современных трактовках, например американского ученого Даниела Белла, к высшему классу также относятся группы профессионалов с высшим образованием, использующие свои специальные знания как средство утверждения собственного властного статуса.

В социологии при описании форм социальной иерархии часто прибегают к геометрическим образам. Так, П. А. Сорокин модель стратификации общества, созданную по экономическим параметрам, представил в виде конуса, каждый из уровней которого фиксирует определенную позицию богатства и доходов. По его мнению, в разные периоды форма конуса способна меняться, то чрезмерно заостряясь, когда социальное расслоение и неравенство в обществе растет, то, наоборот, становясь более приземистой, вплоть до превращения в плоскую трапецию при уравнительно-коммунистических экспериментах. И первое, и второе опасно, грозя социальным взрывом и обвалом в одном случае и полной стагнацией общества в другом.

Представитель американского функционализма Б. Барбер считает, что в зависимости от большей или меньшей степени иерархии в обществе, т.е. более или менее крутой заостренности к вершине, стратифицированность общества может быть изображена в виде пирамиды и ромба. Эти фигуры показывают, что в обществе всегда есть меньшинство, т.е. высший класс, располагающее рангами ближе к вершине. При пирамидальной структуре очень незначительна прослойка среднего класса, а большинство составляет низший класс. При ромбовидном строении характерно преобладание среднего класса, придающего равновесие всей системе, тогда как меньшинство представлено в верхнем и нижнем острых углах ромба.

К среднему классу , как правило, относят тех, кто обладает экономической независимостью, т.е. имеет собственное дело (небольшое предприятие, мастерскую, бензоколонку и т.п.); их же чаще всего характеризуют как старый средний класс. Выделяют верхний слой среднего класса, который составляют менеджеры и специалисты-профессионалы (врачи, преподаватели колледжей, адвокаты высшей квалификации и т.п.), а также нижний слой (конторские и торговые служащие, медсестры и множество других). По своему положению средний класс исключительно неоднороден. Размещаясь в системе иерархии между "верхами" и социальными "низами", он оказывается и наиболее мобильным. В современном обществе средний класс, с одной стороны, подпитывает талантливыми и предприимчивыми людьми элиту, а с другой – обеспечивает стабильность основных социальных структур.

Низший класс , по марксистской терминологии, – рабочий класс, состоящий из людей, занятых физическим трудом. Он так же глубоко структурирован, как и все остальные составляющие социальной иерархии.

Разница между высококвалифицированными рабочими и представителями так называемого андеркласса (англ. underclass – низший класс) весьма велика по всем основным показателям (доход, профессиональная подготовленность, образование и т.д.). Представители последнего имеют плохие условия труда, их жизненный уровень значительно ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо периодически теряют ее. Формирование андеркласса осуществляется преимущественно за счет этнических меньшинств и разного рода маргинальных элементов. Например, в Великобритании среди них преобладает чернокожее и цветное население из бывших британских колоний, во Франции – выходцы из Северной Африки, а в ФРГ – турки и курды.

В последние годы западные правительства стремятся более активно фильтровать миграционные потоки, устремляющиеся в эти страны и потенциально умножающие численность андеркласса. Так, в Канаде законодательные требования к иммигрантам предполагают наличие у них профессионального образования, квалификации и опыта работы по специальности. Удовлетворение указанным требованиям на практике означает, что переселенцы смогут более успешно вписаться в существующую систему стратификации общества.

Общее понятие социальной мобильности связано с изменением статуса индивида или определённой социальной группы, после чего он изменяет сложившееся положение и место в социальной структуре, у него появляются другие роли, изменяются характеристики в стратификации. Социальная система сложна своей многоуровневостью. Стратификация описывает ранговую структуру, закономерности и особенности существования в развитии, отсюда и происходит разделение этого движения на виды социальной мобильности.

Статус

Человек, однажды получивший тот или иной статус, не остаётся его носителем до конца жизни. Ребёнок, например, вырастает, получая на смену другой набор связанных со взрослением статусов. Так и общество постоянно находится в движении, развиваясь, изменяя социальную структуру, теряя одних людей и приобретая других, но те или иные социальные роли всё равно играются, поскольку статусные позиции остаются заполненными. Любой переход индивида или объекта, созданного или модифицированного деятельностью человека, на другую позицию, к которой привели каналы социальной мобильности, подпадает под это определение.

Основные элементы социальной структуры - индивиды - также находятся в постоянном движении. Чтобы описать перемещения индивида в общественной структуре, применяется такое понятие, как "социальная мобильность общества". Теория эта появилась в социологической науке в 1927 году, автором её стал Питирим Сорокин, который и описал факторы социальной мобильности. Рассматриваемый процесс обуславливает постоянное перераспределение в границах социальной структуры отдельных индивидов соответственно существующим принципам социальной дифференциации.

Социальная система

В единой социальной системе существует множество подсистем, которые имеют чётко фиксированный или традиционно закреплённый набор требований, предъявляющихся ко всем индивидам, стремящимся обрести тот или иной статус. Преуспевает всегда именно тот, кто соответствует всем этим требованиям в наибольшей степени. Примеры социальной мобильности можно найти буквально на каждом шагу. Так, вуз является мощной социальной подсистемой.

Студенты, обучающиеся там, должны усвоить учебную программу, и во время сессии состоится проверка, насколько освоение прошло эффективно. Естественно, те индивиды, которые не удовлетворят экзаменаторов по минимальному уровню знаний, продолжить обучение не смогут. Зато те, кто лучше остальных усвоили материал, получают дополнительные каналы социальной мобильности, то есть шансы эффективно использовать образование - в аспирантуре, в науке, в трудоустройстве. И правило это действует всегда и повсеместно: выполнение социальной роли изменяет к лучшему положение в обществе.

Виды социальной мобильности. Современное положение дел

Современная социология подразделяет типы и виды социальной мобильности, призванные наиболее полно описать всю гамму социальных перемещений. Прежде всего, нужно сказать о двух типах - вертикальной и горизонтальной мобильности. Если переход из одного социального положения в другой состоялся, но уровень не изменился - это горизонтальная социальная мобильность. Это может быть перемена конфессии или места жительства. Примеры социальной мобильности по горизонтали самые многочисленные.

Если же с переходом в другое социальное положение меняется уровень социальной стратификации, то есть социальный статус становится лучше или хуже, то это движение относится ко второму типу. Вертикальная социальная мобильность, в свою очередь, делится на два подтипа: восходящую и нисходящую. Стратификационная лестница социальной системы, как и любая другая лестница, подразумевает движение как вверх, так и вниз.

Примеры социальной мобильности по вертикали: вверх - улучшение статуса (очередное военное звание, получение диплома и т. д.), вниз - ухудшение (потеря работы, отчисление из вуза и т. д.), то есть то, что предполагает увеличение или уменьшение возможностей для дальнейшего движения и социального роста.

Индивид и группа

Кроме того, вертикальная социальная мобильность может быть групповой и индивидуальной. Последняя происходит со сменой отдельным членом общества своего социального положения, когда старая статусная ниша (страта) покинута и найдено новое состояние. Здесь играют роль уровень образования, социальное происхождение, умственные и физические способности, место жительства, внешние данные, конкретные поступки - выгодный брак, например, уголовное преступление или проявление героизма.

Групповая мобильность чаще всего происходит при изменении стратификационной системы этого общества, когда подвергается переменам социальная значимость даже самых больших социальных групп. Такие виды социальной мобильности санкционируются государством или являются следствием целенаправленной политики. Здесь можно выделить мобильность организованную (причём согласие людей значения не имеет - набор в строительные отряды или волонтёрские, экономический кризис, уменьшение прав и свобод в определённых слоях общества, переселение народов или этнических групп и т. д.)

Структура

Структурная мобильность тоже имеет большое значение при определении понятия. Социальная система подвергается структурным изменениям, что бывает не так редко. Индустриализация, например, которой обычно требуется дешёвая рабочая сила, что и перестраивает всю социальную структуру, чтобы эту рабочую силу рекрутировать.

Горизонтальная и вертикальная социальная активность может происходить в групповом порядке одновременно при смене политического режима или государственного строя, экономическом крахе или взлёте, при любой социальной революции, при иностранной оккупации, нашествии, при любых военных конфликтах - и гражданских, и межгосударственных.

Внутри поколения

Наука социология выделяет внутрипоколенную социальную мобильность и межпоколенную. Это лучше всего рассматривать на примерах. Внутригенерационная, то есть внутрипоколенная социальная мобильность предполагает подвижки статусного распределения в определённой возрастной группе, в поколении, отслеживает общую динамику распределения этой группы внутри социальной системы.

Например, проводится мониторинг относительно возможностей получения высшего образования, бесплатной медицинской помощи и многих других актуальнейших социальных процессов. Узнавая самые общие особенности социального движения в данном поколении, можно уже с долей объективности оценивать социальное развитие индивида из этой возрастной группы. Весь путь человека в социальном развитии длиною в жизнь можно назвать социальной карьерой.

Межпоколенная мобильность

Проводится анализ изменений социального статуса и в разнопоколенных группах, что позволяет увидеть закономерности долгосрочных процессов в социуме, установить характерные факторы социальной мобильности в осуществлении социальной карьеры, рассматривая различные социальные группы и общности.

Например, какие слои населения подвержены более восходящей социальной мобильности, а какие - нисходящей, можно узнать посредством широкого мониторинга, который ответит на подобные вопросы и таким образом раскроет способы стимулирования конкретных социальных групп. Так же определяются и многие другие факторы: особенности данной социальной среды, есть или нет стремление к социальному росту и т. п.

Игра по правилам

В стабильной социальной структуре перемещение индивидов происходит планово и по правилам. В нестабильной, когда социальная система расшатана, - неорганизованно, спонтанно, хаотично. В любом случае для изменения статуса индивид должен заручиться поддержкой социального окружения.

Если абитуриент хочет поступить в МГУ, МГИМО или МИФИ, ему, чтобы приобрести студенческий статус, необходимо помимо желания иметь целый комплекс определённых личных качеств и соответствовать требованиям, предъявляемым ко всем студентам данных учебных заведений. То есть своё соответствие абитуриент должен подтвердить, например, вступительными испытаниями или финансовой независимостью. В случае соответствия он получит желаемый статус.

Социальные институты

Современное общество - структура сложная и весьма институциализированная. Большая часть социальных передвижений связывается с определёнными социальными институтами, многие статусы вне рамок конкретных учреждений вообще не имеют значения. Например, в отрыве от образования не существуют статусы преподавателя и студента, а вне института здравоохранения не бывает статусов пациента и врача. Значит, именно социальные институты создают то социальное пространство, где и происходит самая большая часть перемен статусов. Эти пространства (каналы социальной мобильности) - структуры, способы, механизмы, использующиеся для статусного передвижения.

Основная движущая сила - органы государственной власти, политические партии, экономические структуры, общественные организации, церковь, армия, профессиональные и трудовые союзы и организации, семейные и клановые связи, система образования. В свою очередь, на данный период времени социальная структура ощущает значительное влияние со стороны огранизованной преступности, у которой собственная мобильная система, оказывающая влияние и на официальные институты с помощью, например, коррупции.

Совокупность влияния

Каналы социальной мобильности - целостная система, дополняющая, ограничивающая, стабилизирующая все компоненты социальной структуры, в которой институционально-правовые процедуры перемещения каждого индивида представляют собой элементарный социальный отбор, где происходит не только длительное и плотное знакомство с определёнными правилами и традициями, но и подтверждение индивидом своей лояльности, получение одобрения главенствующих лиц.

Здесь можно ещё много говорить о формальной необходимости соответствия и субъективности оценки всех усилий индивида со стороны тех, от кого социальное перемещение статуса индивида напрямую зависит.

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

    1. Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

    Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

    Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

    1. Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

20.Стратификация современного российского общества

Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного “социального дна”. Верхний слой включает прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования. Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна – это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус. Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д. Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5%); верхний слой (6,5%); средний слой (21%); остальные слои (72%). В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин – меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования – весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Две трети живут в крупных городах, треть владеет собственными предприятиями и фирмами, пятая часть занята высокооплачиваемым умственным трудом, 45% работают по найму, большинство из них в госсекторе. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т.е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других. Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и энергетическим потенциалом и может рассматриваться как новый хозяин России, на которого, казалось бы, следует возлагать надежды. Однако этот слой высоко криминализован, социально эгоистичен и недальнозорок – не проявляет заботы об укреплении и сохранении сложившегося положения. Кроме того, он находится в вызывающем противостоянии с остальными слоями общества, партнерские отношения с другими общественными группами затруднены. Используя свои права и открывшиеся возможности, верхний слой не осознает в должной мере сопутствующие этим правам ответственность и обязанности. В силу этих причин нет оснований связывать с этим слоем надежды на развитие России по либеральному пути. Средний слой наиболее перспективен в этом смысле. Он весьма быстро развивается (в 1993 г. он составлял 14%, в 1996 г.– уже 21%). В социальном отношении его состав чрезвычайно разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой – мелкий бизнес (44%); квалифицированных специалистов – профи (37%); среднее звено служащих (среднее чиновничество, военные, работники непроизводственной сферы (19%). Численность всех этих групп растет, причем быстрее всех – профи, затем – бизнесмены, медленнее других – служащие. Выделенные группы занимают положение выше- или нижестоящих, поэтому правильнее считать их не средними слоями, а группами одного среднего слоя или, точнее, группами протослоя, поскольку многие черты у него лишь формируются (границы пока размыты, политическая интеграция слабая, самоидентификация невысокая). Материальное положение протослоя улучшается: с 1993 по 1996 г. доля бедных уменьшилась с 23 до 7%. Однако социальное самочувствие этой группы подвержено наиболее резким колебаниям, особенно это касается служащих. Вместе с тем именно этот протослой следует рассматривать как потенциальный источник формирования (видимо, через два-три десятилетия) реального среднего слоя – класса, который способен постепенно стать гарантом социальной устойчивости общества, объединяя ту часть российского общества, которая обладает наибольшим социально деятельным инновационным потенциалом и более других заинтересована в либерализации общественных отношений .(Максимов A. Middle class в переводе на русский//Открытая политика. 1998. Май. С. 58-63.)

21. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека , рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности . Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

22. Социологические теории личности. Статусно – ролевая концепция личности .

Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность - это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности - это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность - это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Статусно-ролевая концепция личности.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта

4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо

Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:

· ролевого ожидания

· ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли

2. предписание (требования), связанные с данным поведением

3. оценка выполнения предписанной роли

4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

ПЛАН

Введение

1. Сущность социальной мобильности

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Заключение

Литература

Введение

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.

В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.

В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса . Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты в Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.

Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.

1. Сущность социальной мобильности

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

Существует два основных типа социальной мобиль­ности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта -из единой социальной группы в другую, рас­положенную.на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной.социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может проис­ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отноше­ния, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения, существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социа­льный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нис­ходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма, проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падениё напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Следующие исторические примеры могут служить в качестве ил­люстраций. Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов навсегда находилась в позиции неоспоримого превос­ходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианс­кого служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства и, особенно, высшие цер­ковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневеко­вого общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социа­льных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века 3 . Другой пример - группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению. Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке группа в целом начала "опускаться" и наконец вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положе­ние при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Паде­ние" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышлен­ными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - эко­номических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсив­ность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким об­разом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной верти­кальной мобильности.

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.

Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка - народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.

При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.

Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.

Решающую роль в расположении групп на социальной лестнице играл их политический потенциал, определявшийся местом в партийно-государственной иерархии.

Высшую ступень в советском обществе занимала партийно-государственная номенклатура, объединявшая высшие слои партийной, государственной, хозяйственной и военной бюрократии. Не являясь формально собственником национального богатства, она обладала монопольным и бесконтрольным правом его использования и распределения. Номенклатура наделила себя широким кругом льгот и преимуществ. Это был по существу закрытый слой типа сословия, не заинтересованный в росте численности, ее удельный вес был невелик - 1,5 - 2% населения страны.

Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.

Следующую ступеньку занимал слой, в той или иной степени причастный к функции распределения и использования национального богатства. К ним относились государственные чиновники, распределявшие дефицитные социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники материально-технического снабжения, торговли, сферы обслуживания и т. д.

Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.

Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры советского общества 40-50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.

На вершине находится правящая элита (партийно-государственная номенклатура, высшие военные чины).

На втором месте - высший слой интеллигенции (видные деятели литературы и искусства, ученые). Обладая значительными привилегиями, они не имели тех властных полномочий, которыми располагал высший слой.

Достаточно высокое - третье место отводилось «аристократии рабочего класса». Это стахановцы, «маяки», ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Именно он олицетворял «декоративную» демократию: его представители были депутатами Верховных Советов страны и республик, членами ЦК КПСС (но не входили в партийную номенклатуру).

Пятое место занимали «белые воротнички» (мелкие управленцы, служащие, не имевшие, как правило, высшего образования).

Шестой слой - «преуспевающие крестьяне», работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования «образцово-показательных» хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни.

На седьмом месте находились рабочие средней и низкой квалификации. Численный состав этой группы был достаточно велик.

Восьмое место занимали «беднейшие слои крестьянства» (а такие составляли большинство). И, наконец, внизу социальной лестницы находились заключенные, которые были лишены практически всяких прав. Данный слой был весьма значительным и составлял несколько миллионов человек.

Нельзя не признать, что представленная иерархическая структура советского общества весьма близка к той реальности, которая существовала.

Исследуя социальную структуру советского общества второй половины 80-х годов, отечественные социологи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выделили 12 групп. Наряду с рабочими (этот слой представлен тремя дифференцированными группами), колхозным крестьянством, научно-технической и гуманитарной интеллигенцией они выделяют такие группы: политические руководители общества, ответственные работники аппарата политического управления, ответственные работники торговли и бытового обслуживания, группа организованной преступности и др. Как видим, это уже далеко не классическая «трехчленка», здесь использована многомерная модель. Разумеется, это деление весьма условно, реальная социальная структура «уходит в тень», поскольку, к примеру, огромный пласт реальных производственных отношений оказывается нелегальным, скрытым в неформальных связях и решениях.

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

К примеру, маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела «обвальный» характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность - это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс «классовой кристаллизации».

Дело в том, что именно эти слои опустились (и этот процесс продолжается) в низший класс, находясь на грани бедности или за ее чертой. Прежде всего это относится к интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно назвать феноменом «новых бедных», исключительным, не встречавшимся, вероятно, в истории цивилизации ни в одном обществе. И в дореволюционной России, и в развивающихся странах любого региона современного мира, не говоря уже, разумеется, о развитых странах, она имела и, имеет достаточно высокий престиж в обществе, ее материальное положение (даже в бедных странах) находится на должном уровне, позволяющем вести достойный образ жизни.

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция «бюджетная», на нее неотвратимо надвигается обнищание.

Происходит сокращение научных работников, немало специалистов переходят в коммерческие структуры (огромную долю в которых составляют торгово-посреднические) и дисквалифицируются. Падает престиж образования в обществе. Следствием может быть нарушение необходимого воспроизводства социальной структуры общества.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Наблюдается рост высшего класса (по сравнению с высшим классом советского общества). Его составляют несколько групп. Во-первых, это крупные предприниматели, владельцы капиталов разного типа (финансового, торгового, промышленного). Во-вторых, это государственные чиновники, имеющие отношение к государственным материально-финансовым ресурсам, их распределению и передаче в частные руки, а также осуществляющие надзор за деятельностью полугосударственных и частных предприятий и заведений.

Следует подчеркнуть при этом, что значительную часть этого слоя в России составляют представители бывшей номенклатуры, сохранившие места во властных государственных структурах.

Аппаратчики в основной своей массе сегодня осознают, что рынок экономически неизбежен, более того, они заинтересованы в появлении рынка. Но речь идет не о рынке «европейском» с безусловной частной собственностью, а о рынке «азиатском» - с усеченно-реформированной частной собственностью, где главное право (право распоряжения) оставалось бы в руках бюрократии.

В-третьих, это руководители государственных и полугосударственных (АО) предприятий («директорский корпус»), в условиях бесконтрольности как снизу, так и сверху назначающих себе сверхвысокие оклады, премии и использующих в своих интересах приватизацию и акционирование предприятий.

Наконец, это представители криминальных структур, которые тесно переплетаются с предпринимательскими (или собирают с них «дань»), а также все более смыкаются с государственными структурами.

Можно выделить еще одну особенность стратификации российского общества - социальную поляризацию, в основе которой лежит имущественное расслоение, которое продолжает углубляться.

Соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых россиян составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г. уже 26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение в СССР было 4:1, в США - 6:1, в странах Латинской Америки - 12:1. По официальным данным, 20% самых богатых россиян присваивают 43% совокупных денежных доходов, 20% самых бедных - 7%.

Существует несколько вариантов деления россиян по уровню материальной обеспеченности.

Согласно им, на вершине находится узкий слой сверхбогатых (3-5%), далее слой средне обеспеченных (7% по этим расчетам и 12-15% - по другим), наконец, бедные (25% и 40% соответственно) и нищие (65% и 40% соответственно).

Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

Особо следует остановиться на характеристике рабочего класса и крестьянства. Они представляют сейчас крайне неоднородную массу не только по традиционным критериям (квалификации, образованию, отраслевому признаку и т. д.), но и по форме собственности и доходам.

В рабочем классе происходит глубокая дифференциация, связанная с отношением к той или иной форме собственности - государственной, совместной, кооперативной, акционерной, индивидуальной и т. д. Между соответствующими слоями рабочего класса углубляются различия в доходах, производительности труда, экономических и политических интересах и т. д. Если интересы рабочих, занятых на государственных предприятиях, состоят прежде всего в увеличении тарифов, обеспечении финансовой поддержки со стороны государства, то интересы рабочих негосударственных предприятий - в сокращении налогов, в расширении свободы хозяйственной деятельности, правового обеспечения ее и т. д.

Изменилось и положение крестьянства. Наряду с колхозной собственностью возникли акционерная, индивидуальная и другие формы собственности. Процессы преобразования в сельском хозяйстве оказались крайне сложными. Попытка слепого копирования западного опыта в плане массированной замены колхозов фермерскими хозяйствами потерпела провал, поскольку изначально была волюнтаристской, не учитывающей глубокой специфики российских условий. Материально-техническая оснащенность сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, возможность государственной поддержки фермерских хозяйств, правовая необеспеченность, наконец, менталитет народа - учет всех этих составляющих является необходимым условием эффективных реформ и пренебрежение ими не может не дать негативного результата.

В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12-15%, то в 1991 - 1993 гг. - 7-10%. Для сравнения: государственные субсидии в доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США - 30%, Японии - 66%, Финляндии - 71 %.

Крестьянство в целом относят сейчас к консервативной части общества (что подтверждают результаты голосований). Но если мы сталкиваемся с сопротивлением «социального материала», разумный выход не в обвинении народа, не в использовании силовых методов, а в поиске ошибок в стратегии и тактике преобразований.

Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

Такой профиль не может не вызывать тревоги. Если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, «внешнее вторжение» власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества.

Заключение

Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям.

В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня «открытости» или «закрытости» общества. Ярким примером «закрытого» общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

Литература

1. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 1995.

2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

3. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 1994.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 1995.

7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.

8.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.:Интерпракс,1995. – 344с.

9.Основы социологии. Курс лекций. Ответственный редактор д. фил. наук А.Г. Эфендиев. – М.: Общ-во «Знание» России, 1993. – 384с.

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

При вертикальной мобильности происходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, -- со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов дает абсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность -- важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основных социальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России -- В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Вопрос № 10 «Понятие социального института, его признаки»

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле -- это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum -- учреждение) -- ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями -- связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые -- появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum -- устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов -- достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

· удовлетворение потребностей общества;

· регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности -- церковью, потребности в познании окружающего мира -- наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность -- удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

· идеологические обоснования деятельности социального института;

· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

· совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

· система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

· система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

· материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

· общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

· преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

· нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

· сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

· здания, аудитории, учебные пособия;

· миссию -- удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

· экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

· политические институты -- государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

· институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

· институты культуры -- школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд -- институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья -- институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие -- появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация -- процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки -- это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии