Аудит по специальным заданиям. Аудит по заданию Аудиторская проверка специальным аудиторским заданиям

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Аудит по заданию - это тематическая проверка по конкретным вопросам и объемам, интересующих клиента. Результаты аудита по специальному заданию оформляются в виде письменного отчета аудиторов с подробным описанием выявленных недостатков (нарушений), с оцифровкой рисков и рекомендациями по исправлению замечаний.
Проведение аудита даёт достоверную информацию о положении дел в организации учредителям (собственникам), руководству и финансовым службам, внешним заинтересованным пользователям.

Виды тематических проверок:

  • ревизии – внесистемные проверки компании, сотрудников, операций, взаимодействия с партнерами для целей выявления рисков и резервов;
  • due diligence - проверки предшествующие покупке / продаже бизнеса, сделкам по слиянию и поглощению, заключению долгосрочных договоров и оформления партнерства;
  • финансовые расследования (выявление недобросовестных действий);
  • аудит исполнения бюджетов, смет;
  • аудит отдельных участков учета – выявление рисков в заранее очерченной совокупности документов и операций для нивелирования рисков и выявления резервов.

Заданием может быть предусмотрено выполнение практически любых работ, характерных для всех компаний.
Часто указанные виды работ требуют серьезной стрессоустойчивости исполнителя при выполнении задания в условиях противодействия сотрудников на объекте учета, агрессивной атмосферы, и в ситуациях угрожающей потере независимости. Поэтому для данных видов работ нашей компанией отобраны наиболее подходящие аудиторы, которые объективно, независимо, квалифицированно и всесторонне выполнят работы по специальному заданию и сообщат обо всех случаях попыток некорректного взаимодействия с аудиторской группой.

Одна из основных разновидностей инициативного аудита – это аудит по специальному заданию на проверку (например, налоговый аудит). В наше время, когда экономическая обстановка на рынке недостаточно стабильна, стоимость комплексного аудита компании может быть высокой. Именно для таких ситуаций подходит тематический аудит – аудит по заданию.

Когда необходим аудит по специальному заданию?

  1. Вы не уверены в отдельных показателях отчетности?
  2. Хотите выявить риски или резервы в определенной области учета?
  3. Существуют подозрения в недобросовестности сотрудников?
  4. Контролирующая структура предъявила требование на аудит отдельного участка учета?
  5. Комплексный аудит экономически не оправдан?

Для этих и многих других ситуаций подходит аудит по заданию!

Пользователи информации в данной услуге очень разнообразны. Руководящему составу необходимо достоверное представление о состоянии дел в компании. Инвесторы хотят знать стоит ли вкладывать средства, а учредители и акционеры как эти средства были использованы. Налоговым и правоохранительным органам, в случаях, предусмотренных законодательством, также необходимо получение аудиторского заключения по отдельным операциям и документам учета.

Техническим заданием может быть предусмотрено выполнение практически любых работ, в которых заинтересован заказчик. Любые нюансы проведения проверки такие как сроки, период и время проведения, все может быть подобранно в соответствии с желанием клиента.

Как определиться с объектами проверки?

У каждой компании имеются свои особенности, что ведет к многочисленному количеству нюансов и различий в учете. Наши специалисты помогут Вам разобраться в различных разделах учета и помогут определиться в проверяемой области. Главной чертой наших сотрудников является индивидуальный подход к клиенту. Мы поможем Вам выявить проблемные зоны и минимизировать издержки в хозяйственной деятельности.

Заказать услуги по тематическому аудиту (налоговый аудит экспертиза, налоговый аудит налогов) можно по телефону, указанному в контактах.

В соответствии с МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по специальным аудиторским заданиям», специальными заданиями, по которым составляется аудиторское заключение, считаются:

  • * аудит финансовой отчетности, подготовленной на основе общепринятых стандартов учета, отличных от МСФО и национальных стандартов учета;
  • * аудиторская проверка только в отношении части финансовой отчетности (отдельных форм, сальдо, элементов сальдо);
  • * задание, целью которого была проверка условий договоров;
  • * аудит обобщенной финансовой отчетности (например, за ряд смежных лет).

Выполнение обзорных проверок, согласованных процедур или заданий по компиляции не подпадает под МСА 800 и регулируется отдельными стандартами.

По смыслу и методике исполнения специальные задания не сильно отличаются от традиционного аудита. Точно так же, как и в аудите аудитор получает доказательства, на которых основывает свое мнение относительно объекта специального задания. Мнение это отражается в письменном виде в заключении по специальному заданию.

Основные отличия от общего аудита заключаются в характере изучаемой отчетности (или иной информации), в целях специального задания и в круге пользователей отчета аудитора.

Соответственно, в документах о проведении специального аудиторского задания должны быть отражены все особенности задания. Так, в договоре на проведение специального задания (или в письме о проведении задания) должны быть точно отражены характер, временные рамки и объем задания, а также форма и содержание отчета аудитора по заданию. И аудитор, и проверяемая организация должны четко согласовывать цели проведения специального задания и потенциальных пользователей отчета аудитора. Возможно, аудитор сочтет необходимым включить в отчет какие-либо ограничения по его распространению и использованию.

Структура отчета по специальному заданию аналогична структуре аудиторского заключения:

  • * название, которое должно отражать характер специального задания и при необходимости независимость аудитора;
  • * адресат (адресаты);
  • * вводный абзац, характеризующий проаудированную финансовую информацию, ответственность руководства организации и ответственность аудитора;
  • * абзац, описывающий характер и объем задания, содержащий ссылки на применимые МСА и использованные национальные стандарты аудита, а также описание работы, проделанной аудитором;
  • * абзац, содержащий мнение аудитора о проаудированной финансовой информации;
  • * дата отчета;
  • * адрес аудитора;

Однако национальное законодательство может предписывать иной формат для аудиторского заключения, не обязательно согласующийся с МСА 800. В этом случае аудитор должен оценить возможность внесения в национальную форму дополнений или корректировок для приведения ее в соответствие с МСА или составить два отдельных отчета.

Как один из видов специальных заданий МСА 800 рассматривает аудит финансовой отчетности, подготовленной на основе общепринятых стандартов учета, отличных от МСФО и национальных стандартов учета.

Общепринятые стандарты учета - это общепринятый комплекс критериев, используемых при подготовке финансовой отчетности, применимых ко всем существенным аспектам. Свод обычаев бухгалтерского учета, призванных удовлетворять интересы отдельных пользователей, не является общепринятыми стандартами учета. В качестве примера общепринятых стандартов можно привести правила, используемые для подготовки налоговой отчетности, или правила, установленные специальным государственным регулирующим органом (например, Комиссией по ценным бумагам).

Соответственно, аудитор в своем отчете отразит применимые общепринятые стандарты учета и соответствие отчетности им во всех существенных аспектах. Модификация мнения будет осуществляться по обстоятельствам.

К специальным заданиям согласно МСА 800 относится также аудиторская проверка только в отношении части финансовой отчетности (отдельных форм, сальдо синтетических и аналитических счетов). Организация может заказать выражение мнения по одному или нескольким компонентам финансовой отчетности (например, аудит запасов, аудит расчетов с сотрудниками). Этот тип задания может быть осуществлен как отдельно, так и как часть аудита финансовой отчетности. В то же время следует помнить, что элементы финансовой отчетности взаимосвязаны, и рассмотреть объект аудита отдельно от остальных элементов не всегда возможно. Поэтому аудитору необходимо определить наличие взаимосвязей между элементами, которые могут существенно повлиять на информацию, о которой будет выражено мнение, и только тогда оценить предполагаемый объем работ. Существенность в этом случае будет определяться в отношении проверяемых элементов -- а поскольку уровень существенности будет значительно ниже, то в поле зрения аудитора попадет больше фактов по данному элементу, чем при общем аудите.

В своем заключении аудитору следует выделить, в соответствии с какими общепринятыми стандартами представлена отчетность. Мнение аудитора отразит, подготовлен ли элемент во всех существенных отношениях в соответствии с общепринятыми стандартами учета.

Если в аудиторском заключении по всей отчетности в целом выражено отрицательное мнение или аудитор отказался от выражения мнения, в отношении отдельных элементов мнение следует выражать, если только эти элементы несущественны относительно финансовой отчетности. В противном случае заключение по отдельным элементам может перевесить заключение по отчетности в целом.

Задание, целью которого была проверка условий договоров, также относится к специальным заданиям. Организация может заказать у аудитора проверку соблюдения определенных условий договоров (экспертизу договоров). Объектами такой проверки будет являться большое количество дополнительных соглашений (например, порядок и график уплаты процентов). Аудитор может принять такое задание, только если основные его аспекты связаны с бухгалтерскими и финансовыми вопросами, входящими в компетенцию аудитора. Впрочем, если отдельные вопросы задания будут выходить за пределы компетенции аудитора, он может (с согласия клиента) привлечь к участию в проверке эксперта.

В отчете аудитору следует указать, исполняет ли организация, по его мнению, положения договоров.

Еще один вид специальных заданий -- аудит обобщенной финансовой отчетности (например, за ряд смежных лет). Для информирования некоторых групп пользователей, которым интересны только общие аспекты финансового положения организации или результатов ее деятельности, компания может подготовить обобщенную отчетность. Поскольку она значительно менее детализирована, чем полная финансовая отчетность, ее аудит может быть затруднен. Поэтому МСА 800 запрещает аудитору выражать мнение об обобщенной отчетности, кроме случаев, когда он же проаудировал исходную финансовую отчетность.

Более того, обычный для аудиторского заключения оборот «финансовая отчетность дает достоверное представление во всех существенных отношениях» в заключении по обобщенной отчетности использоваться не должен.

Кроме того, структура аудиторского заключения видоизменяется и выглядит следующим образом:

  • * название, которое должно отражать обобщенный характер проаудированной отчетности;
  • * адресат (ы);
  • * описание проаудированной финансовой отчетности, являющейся базой для формирования обобщенной отчетности;
  • * указание даты аудиторского заключения по исходной отчетности и вида выраженного в нем мнения;
  • * мнение аудитора относительно того, согласуется ли обобщенная отчетность с исходной финансовой отчетностью;
  • * ссылка на пояснительную записку, где указано, что для лучшего понимания результатов деятельности и финансового положения организации обобщенная отчетность должна рассматриваться совместно с исходной финансовой отчетностью;
  • * дата аудиторского заключения;
  • * адрес аудитора;
  • * подпись и иные реквизиты аудитора.

Контрольные вопросы

  • 1. Что представляет собой аудиторское заключение?
  • 2. Какие виды аудиторского мнения могут быть выражены в соответствии с МСА?
  • 3. Назовите основные элементы аудиторского заключения.
  • 4. Чем аудиторские заключения по специальным заданиям отличаются от аудиторских заключений по общему аудиту?

аудит стандарт бухгалтер отчетность

Специальное аудиторское задание - это сопутствующая услуга, предусмотренная стандартом аудиторской деятельности от 20.10.1999 г., одобренным Комиссией при президенте по аудиторской деятельности.

Под специальным аудиторским заданием стандарт понимает оказание услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, инициативное - во всех остальных случаях.

В соответствии с инициативным специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Предметом инициативного специального аудиторского задания может быть экспертиза хозяйственных договоров. Например, аудитору может быть поручено:

Составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности и т.

Инициативным специальным аудиторским заданием может быть также предусмотрена проверка отчетности, подготовленной экономическим субъектом для специальных целей, например:

Налоговых деклараций;

Отчетов о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;

Финансовой отчетности, установленной каким-либо государственным или иным регулирующим органом.

Обязательное специальное аудиторское задание может выполняться по поручению государственных органов. В этом случае заключение аудиторской организации по такому специальному аудиторскому заданию приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы. Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба. Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения.

Примерная форма заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию представлена в приложении 25.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания:

а) от организаций;
б) государственных органов ;
в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Аудиторская организация, выполняя специальное задание, должна помнить, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.

Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, при необходимости юридической и экономической экспертизы договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективности использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта .

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.

Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:

а) составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

б) составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

в) подготовить заключение о соблюдении экономическим субъектом определенных договоров;

г) другие цели.

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аудит отдельных проектов - это специализированная услуга, используемая в случаях, когда проводится:

Аудит не по организации в целом, а по отдельному проекту или направлению деятельности, который ведет данная организация; - аудит совместной деятельности, т.е. аудиту подлежит совместный проект нескольких организаций;

Аудит отдельного проекта, финансируемого за счет средств инвестора и по заказу инвестора, с целью контроля за процессом инвестирования;

Аудит бухгалтерской отчетности, составленный в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета.

Услуга - аудит отдельных проектов, экономит средства Заказчика ограничивая рамки проведения аудита отдельным проектом, направлением, заданием.

2.3 Сопутствующие аудиту услуги.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартамиаудиторской деятельности. При этом ФедеральнымстандартомN 24, утвержденным Постановлением Правительства от 23.09.2002 N 696, установлено, что аудит и сопутствующие ему услуги должны быть четко разграничены. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

Обзорные проверки;

Согласованные процедуры;

Компиляция финансовой информации.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Основная цель обзорной проверки - определить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность составлена в соответствии с установленными требованиями к ее формированию. Если отчетность вызывает сомнения по каким-то конкретным позициям, а не в целом, то аудит можно не проводить и ограничиться обзорной проверкой.

Такая проверка включает запросы в бухгалтерскую службу организации и анализ полученных данных, общую проверку отчетности. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы с помощью сбора подтверждающих доказательств в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не проводится.

При обзорной проверке аудитор выясняет основные моменты, которые касаются организационной структуры, системы бухгалтерского учета, характера хозяйственных операций, активов, обязательств, доходов и расходов, способов производства (включая технологические процессы) и продажи, местонахождения производственных объектов, аффилированных лиц.

Особое внимание аудитор обращает на внесенные корректировки в информацию предыдущих периодов. Он сравнивает отчетность текущего и предыдущих периодов с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучает соотношение различных показателей отчетности на соответствие прогнозируемым показателям, характерным для данного хозяйствующего субъекта и для отрасли в целом.

Запросы сотрудникам бухгалтерии могут касаться, например, того, все ли операции отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, имели ли место изменения в деятельности или в учетной политике, в чем они заключались.

Согласованные процедуры

Суть согласованных процедур заключается в проведении аудитором действий аудиторского характера в отношении финансовой информации лица (организации, предпринимателя), заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг (самого заказчика), и третьих лиц.

Этот вид сопутствующих аудиту услуг можно провести в том случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Тогда аудитор сосредоточит свое внимание на том, что интересует вас больше всего на данный момент.

Согласованные процедуры аудитор обычно выполняет в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Согласованные процедуры проводят в случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Их выполняют в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Основные приемы, которые использует аудитор, - направление запросов и получение подтверждений, анализ, пересчет, проверка точности записей, сравнение (сверка). Затем аудитор формирует отчет о фактах, которые считает нужным отметить.

Необходимо учесть, что согласованные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, так как в отчете аудитор не выражает мнение о достоверности финансовой отчетности и информации. Он может только подвести к пониманию необходимости провести полноценный аудит или сделать собственные выводы.

Компиляция финансовой информации

При компиляции аудитор использует свои экспертные знания в области бухгалтерского учета (а не аудита) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В этом случае аудитор также не выражает мнение о достоверности финансовой информации.

Главная цель данной услуги - привести все представленные финансовые сведения и показатели в удобную и понятную обобщенную форму.

Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (всех финансовых отчетов или некоторых).

Аудитор обязательно уведомляет проверяемую фирму или предпринимателя, что компиляция финансовой информации не гарантирует выявления ошибок и недобросовестных действий (например, факты присвоения активов и т.п.). Однако в отчете аудитор указывает все выявленные факты отступления от принципов ведения бухгалтерского учета.

Аудитор должен получить от руководства проверяемой фирмы подтверждение ее ответственности за ненадлежащую подготовку и составление финансовой информации, а также удостовериться, что финансовая информация была утверждена. Обычно аудитор запрашивает заявление от руководства о точности и полноте исходных бухгалтерских данных, а также полноте раскрытия всей представленной ему информации.

В рамках компиляции аудитор, как правило, объединяет и сопоставляет данные из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

Заключение

Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный законот 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральныйзаконот 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности.

В последние годы термин "аудит" употребляется в отношении различных видов экспертной деятельности. Несмотря на имеющиеся проблемы, аудит принял новые формы, стал развиваться во многих областях и привлек новые группы пользователей.

Определение аудита, содержащееся в законодательстве, относится лишь к одной его области - финансовому аудиту (см. рисунок1)

с российским законодательством

┌────────────────────────────┐

│ Федеральный закон│

│ от 07.08.2001 N 119-ФЗ │ ┌──────────────────────────────────────────┐

│ "Об аудиторской │ │ Федеральный законот 30.12.2008 N 307-ФЗ │

│ деятельности" │ │ "Об аудиторской деятельности" │

└────────────┬───────────────┘ └────────────────────┬─────────────────────┘

┌─────┴────────┐ ┌───────────┼────────────┐

\│/ \│/ \│/ \│/ \│/

┌──────┴──────┐┌──────┴──────┐ ┌───────┴──────┐┌───┴───┐┌───────┴────────┐

│ Аудиторская ││Сопутствующие│ │Прочие услуги,││ Аудит ││ Сопутствующие │

│деятельность,││ услуги │ │ связанные с ││ (п. 3││ услуги │

│аудит (ст. 1)││(п. 6 ст. 1)│ │ аудиторской ││ ст. 1)││(п. 4 ст. 1)│

│ ││ │ │ деятельностью││ ││ │

│ ││ │ │ (п. 7 ст. 1)││ ││ │

└─────────────┘└┬──────────┬─┘ └───────┬──────┘└───────┘└───────┬────────┘

\│/ \│/ \│/ \│/

┌───────────┴───┐┌─────┴────────────┴─────────────┐┌─────────┴────────┐

│Проведение ││Постановка, восстановление, ││Компиляция │

│маркетинговых ││ведение бухгалтерского учета, ││финансовой │

│исследований. ││составление отчетности. ││информации. │

│Оказание других││Налоговое консультирование. ││Обзорные проверки.│

│услуг ││Анализ финансово-хозяйственной ││Согласованные │

└───────────────┘│деятельности, экономическое ││процедуры │

│и финансовое консультирование. │└──────────────────┘

│Управленческое консультирование.│

│Юридическая помощь. │

│Автоматизация бухгалтерского │

│учета. │

│Оценочная деятельность. │

│Разработка и анализ │

│инвестиционных проектов. │

│Проведение научно- │

│исследовательских и │

│экспериментальных работ. │

│Обучение в областях, связанных │

│с аудиторской деятельностью │

└────────────────────────────────┘

В Федеральном законеот 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Далее Федерального закона N 307-ФЗ) понятия "аудит" и "аудиторская деятельность" (аудиторские услуги) разграничены. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудиторская деятельность включает деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Официальное законодательное определение такой практической деятельности, как аудит, является нормативным ее видением, а не описанием действительных возможностей аудита.

Анализ законодательства, теории и практики осуществления аудиторской деятельности позволяет сделать вывод о том, что аудит можно классифицировать по различным основаниям. Основные классификационные основания и анализ видов аудита рассмотрены во второй части данной работы.

В настоящее время понятие "аудит" не ограничено только финансовыми аспектами. Какая-либо деятельность может быть проаудирована не только с позиций израсходованных денежных средств, но и с позиций самой этой деятельности. Проверке может подлежать эффективность осуществления деятельности и достижение ею своих целей. Общество способствует развитию контроля, и все больше предпринимателей обнаруживают, что их деятельность подвергается детальной экспертизе. Причины расширения аудита в различных областях связаны с политическими намерениями в области учета и контроля. В современном стиле администрирования контроль играет важную общественную роль. Деятельность предпринимателей и организаций все более формализуется и становится аудируемой. Новые запросы и ожидания аудита могут быть обеспечены его операционными возможностями. Аудит может рассматриваться как основной способ организации контроля в обществе.

В последние годы в нашей стране термин "аудит" употребляется весьма широко. Исследование различных видов аудита на основании научной литературы и практики позволило нам систематизировать их (табл. 1).

Таблица 1

Классификация видов аудита

Экономический аудит

Промышленный аудит

Прочие виды аудита

Финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности)

Технический аудит

Аудит систем менеджмента качества

Налоговый аудит

Энергетический аудит

Кадровый аудит

Маркетинговый аудит

Экологический аудит

Правовой аудит

Ценовой аудит

Судебный аудит

Управленческий аудит

Образовательный аудит

Организационный аудит

Педагогический аудит

Инвестиционный аудит

Социальный аудит

Операционный аудит

Медицинский аудит

Аудит в условиях несостоятельности

Муниципальный аудит качества

Аудит интеллектуальной собственности

Информационный аудит

Инвентаризационный аудит

Аудит использования финансирования

Некоторые виды экономического аудита можно отнести к сопутствующим услугам или прочим услугам в области аудиторской деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь видов экономического аудита

и аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность

Виды экономического аудита

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности

Финансовый

Сопутствующие аудиту услуги

Обзорные проверки

Компиляция финансовой информации

Налоговый Инвестиционный Маркетинговый Ценовой Операционный Организационный управленческий Инвентаризационный Использования финансирования В условиях несостоятельности Интеллектуальной собственности

Согласованные процедуры

Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью

Налоговое консультирование Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности Правовое консультирование Оценка стоимости Анализ Автоматизация бухгалтерского учета Проведение маркетинговых исследований Экономическое и финансовое консультирование Управленческое консультирование Разработка инвестиционных проектов

В заключение отметим следующее.

Развитие аудита и расширение его практики в различных областях связано с общественным восприятием и социокультурными предпочтениями к осуществлению контроля. Аудит - это некая общая научная категория и одновременно конкретный вид практической деятельности. Несмотря на наличие законодательного определения, в настоящее время отсутствует единое мнение о том, что такое аудит. Официальное законодательное определение такой практической деятельности, как аудит, является нормативным ее видением, а не описанием действительных возможностей аудита.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций